Влияние музыкального фольклора на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Мандриченко Ирина -музыкальный руководитель высшей категории

                                                  Мандриченко Ирина-музыкальный руководитель.

 

Влияние музыкального фольклора на духовно-нравственное воспитание дошкольников

 Фольклор является наиболее яркой   сферой выражения народного идеала.  Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Причем во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времен и народов.

Воспитание детей на материале русского народного фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Русские педагоги неоднократно отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской национальной культуры — значит приобщать его к общечеловеческой культуре, так как общечеловеческая культура — это собрание национальных достижений. В любой системе воспитания можно брать только наиболее ра­циональные черты, а проводить их в жизнь на своей национальной основе, более близкой и понятной ребенку.

Используя в своей работе народные песни, игры было заметно, как дети проявляют интерес к ним. Тогда появилось желание познакомить детей с  богатством народной мудрости , с культурой и историей русского народа, его обрядами, бытом, величайшей копилкой  песен, хороводов, игр; изготовить необходимые атрибуты, костюмы.  Спланировала работу с детьми так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.

Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными обра­зами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами. Дети не только в песнях, но и  в играх  используют такие слова как: травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, Ванечка-дружок, девицы-красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягоду земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой.

Несмотря на то, что в текстах часто встречаются незнакомые, непривычно звучащие слова    : коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают, а верно поняв смысл таких слов- находят им синонимы.

Выразительное музыкальное заключение дополняет общее настроение и музыкальный образ песни. Чтобы интерес к песне не ослабевал, использую различные методические приемы, которые к тому же помогают   лучше узнать индивидуальные возможности детей.  Во время свободных игр дети пытаются  инсценировать песни, создавать несложные пляски под плясовые : «Ах вы, сени», «Калинка», подбирают любимые мелодии на металлофоне.  

          Не обходятся народные праздники без хороводов: «Пойду ль, выйду ль я», «Ах, улица, улица», «Во поле береза стояла», в котором звучат в исполнении детей необыкновенно поэтические слова о березке.

Большое значение в развитии духовных качеств  детей имеют игры с пением. Они сближают детей, делают их добрее, воспитывают взаимовыручку, взаимопомощь. Кроме того  развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением. Игры с пением могут проводиться как с музыкальным сопровождением так и без,  на  музыкальных занятиях и в свободной деятельности. Важно создать соответствующую обстановку, оформить игру интересными атрибутами. Для проведения игры «Кто у нас хороший» вносим домик, расписанный в русском стиле,  одеваем кокошник девочке,   и даём игрушечную лошадку мальчику. Перед игрой «У медведя во бору» дети наряжаются:  девочки надевают платочки, берут   корзиночки, мальчик, который будет играть роль медведя, надевает медвежий костюм.

Увлечённость    народным творчеством помогли сделать так,  чтобы весь песенный и игровой материал по-настоящему вошел в жизнь детей, обогатил их самостоятельную музыкально-художественную деятельность .         Во    время  подготовки  к праздникам    дети знакомятся  с    давно забытыми играми, узнают   о   традициях   русского   народа   и назначении неизвестных им старинных  бытовых предметов , учатся   понимать смысл  пословиц и поговорок    о Родине, дружбе и  мире: «Доброе братство сильнее богатства», «Мир да лад — большой клад», «На чужой стороне и весна не красна», «Человек без Родины — что соловей без песни».

Большое место   отвела календарным праздникам русского народа.  Для сохранения национальных традиций обряды и обычаи имеют исключительно- важное значение в жизни не только взрослых, но и детей.

Дети и взрослые с интересом участвовали в проведении календарных праздников таких как: «Воздвижение» (27 сентября) -где показали свои знания примет, пословиц, игр этого дня. С удовольствием играли с Лешим, показывали ему своё мастерство в игре на музыкальных инструментах, солили капусту.

 «Посиделки на Покров»(14 ноября)-показали детям время окончания сбора урожая, время свадеб, очень полюбилась игра «Соседи», в которой ребята выбирали себе  девицу или молодца.

Подружились  они и с домовёнком Кузей в день Ефрема Сирина-10 февраля. Пели песню « У нашей у Дуни», задабривали домового-хозяина дома, играли с Кузей  в игру «Лавочка».

22 марта Весенний праздник «Сороки», дети пели песни «Жаворонушки», водили хоровод «Матушка Весна», наблюдали как печь Емели по волшебству Весны испекла пряничных птиц , которыми угощали всех гостей.

В результате знакомства  и исполнения русских народных  песен, хороводов, игр,  дети  стали более  раскованными,   появилась  уверенность   и желание проявить себя. Они  научились   рассуждать, фантазировать, видеть мир глазами народной мудрости.

Большую помощь в организации и проведении фольклорных праздников оказывают родители. Они готовят для себя и своих детей костюмы, с удовольствием  исполняют небольшие роли, поют песни, вместе с детьми играют на музыкальных инструментах, показывают свои знания, эрудицию, смекалку. Задор традиционно русских праздников сближают детей, педагогов, родителей. При этом важно, что совместное развлечение выполняет не просто развлекательную функцию, но и способствует духовному обогащению взрослых и детей.   

Основываясь на опыте, можно сказать, что русский фольклор близок по духу детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими   и любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству развитию интереса к истории, его быту.   

Комментарии