Мандриченко Ирина-музыкальный руководитель.
Влияние музыкального фольклора на духовно-нравственное воспитание дошкольников
Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Причем во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времен и народов.
Воспитание детей на материале русского народного фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Русские педагоги неоднократно отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской национальной культуры — значит приобщать его к общечеловеческой культуре, так как общечеловеческая культура — это собрание национальных достижений. В любой системе воспитания можно брать только наиболее рациональные черты, а проводить их в жизнь на своей национальной основе, более близкой и понятной ребенку.
Используя в своей работе народные песни, игры было заметно, как дети проявляют интерес к ним. Тогда появилось желание познакомить детей с богатством народной мудрости , с культурой и историей русского народа, его обрядами, бытом, величайшей копилкой песен, хороводов, игр; изготовить необходимые атрибуты, костюмы. Спланировала работу с детьми так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.
Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами. Дети не только в песнях, но и в играх используют такие слова как: травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, Ванечка-дружок, девицы-красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягоду земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой.
Несмотря на то, что в текстах часто встречаются незнакомые, непривычно звучащие слова : коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают, а верно поняв смысл таких слов- находят им синонимы.
Выразительное музыкальное заключение дополняет общее настроение и музыкальный образ песни. Чтобы интерес к песне не ослабевал, использую различные методические приемы, которые к тому же помогают лучше узнать индивидуальные возможности детей. Во время свободных игр дети пытаются инсценировать песни, создавать несложные пляски под плясовые : «Ах вы, сени», «Калинка», подбирают любимые мелодии на металлофоне.
Не обходятся народные праздники без хороводов: «Пойду ль, выйду ль я», «Ах, улица, улица», «Во поле береза стояла», в котором звучат в исполнении детей необыкновенно поэтические слова о березке.
Большое значение в развитии духовных качеств детей имеют игры с пением. Они сближают детей, делают их добрее, воспитывают взаимовыручку, взаимопомощь. Кроме того развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением. Игры с пением могут проводиться как с музыкальным сопровождением так и без, на музыкальных занятиях и в свободной деятельности. Важно создать соответствующую обстановку, оформить игру интересными атрибутами. Для проведения игры «Кто у нас хороший» вносим домик, расписанный в русском стиле, одеваем кокошник девочке, и даём игрушечную лошадку мальчику. Перед игрой «У медведя во бору» дети наряжаются: девочки надевают платочки, берут корзиночки, мальчик, который будет играть роль медведя, надевает медвежий костюм.
Увлечённость народным творчеством помогли сделать так, чтобы весь песенный и игровой материал по-настоящему вошел в жизнь детей, обогатил их самостоятельную музыкально-художественную деятельность . Во время подготовки к праздникам дети знакомятся с давно забытыми играми, узнают о традициях русского народа и назначении неизвестных им старинных бытовых предметов , учатся понимать смысл пословиц и поговорок о Родине, дружбе и мире: «Доброе братство сильнее богатства», «Мир да лад — большой клад», «На чужой стороне и весна не красна», «Человек без Родины — что соловей без песни».
Большое место отвела календарным праздникам русского народа. Для сохранения национальных традиций обряды и обычаи имеют исключительно- важное значение в жизни не только взрослых, но и детей.
Дети и взрослые с интересом участвовали в проведении календарных праздников таких как: «Воздвижение» (27 сентября) -где показали свои знания примет, пословиц, игр этого дня. С удовольствием играли с Лешим, показывали ему своё мастерство в игре на музыкальных инструментах, солили капусту.
«Посиделки на Покров»(14 ноября)-показали детям время окончания сбора урожая, время свадеб, очень полюбилась игра «Соседи», в которой ребята выбирали себе девицу или молодца.
Подружились они и с домовёнком Кузей в день Ефрема Сирина-10 февраля. Пели песню « У нашей у Дуни», задабривали домового-хозяина дома, играли с Кузей в игру «Лавочка».
22 марта Весенний праздник «Сороки», дети пели песни «Жаворонушки», водили хоровод «Матушка Весна», наблюдали как печь Емели по волшебству Весны испекла пряничных птиц , которыми угощали всех гостей.
В результате знакомства и исполнения русских народных песен, хороводов, игр, дети стали более раскованными, появилась уверенность и желание проявить себя. Они научились рассуждать, фантазировать, видеть мир глазами народной мудрости.
Большую помощь в организации и проведении фольклорных праздников оказывают родители. Они готовят для себя и своих детей костюмы, с удовольствием исполняют небольшие роли, поют песни, вместе с детьми играют на музыкальных инструментах, показывают свои знания, эрудицию, смекалку. Задор традиционно русских праздников сближают детей, педагогов, родителей. При этом важно, что совместное развлечение выполняет не просто развлекательную функцию, но и способствует духовному обогащению взрослых и детей.
Основываясь на опыте, можно сказать, что русский фольклор близок по духу детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими и любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству развитию интереса к истории, его быту.