Омская ИНТЕГРА - стратегия будущего образования
ИДЕЯ
Стратегия развития образования в современной России определяет стратегическое управление, обеспечивающее высокую эффективность деятельности образовательных организаций.
Идея заключается в том, что объединение ресурсов образовательных организаций разного уровня, типа и заинтересованных в образовании партнеров (бизнеса, общественных организаций и объединений) дает импульс для инновационного развития субъектов образовательного процесса:
- становление социальной компетентности личности школьника, определяющей готовность к профессионально-трудовой деятельности, выполнению гражданских, семейных функций, эффективную социально-профессиональную реализацию и успешную социализацию в обществе в условиях нового качества образования;
- транслирование лучших образовательных практик значительно повышает уровень качества образования, а возможность проведения независимой экспертизы партнёром
-выявление проблем, возможностей, рисков, перспектив роста социального партнерства в рамках государственно-общественного управления.
3 февраля 2017 года была создана Ассоциация образовательных организаций «ИНТЕГРА».
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 82» и БОУ г. Омска «Гимназия № 159» объединились с целью взаимодействия и социального партнерства в рамках реализации инновационной программы развития «Проектирование поликультурной среды ассоциации образовательных организаций в условиях государственно-общественного управления» получившей статус городской инновационной площадки.
Процесс объединения частей в целое – это интеграция, поэтому ассоциация получила название ИНТЕГРА. В соответствии с веяниями времени, мы представили это слово в виде аббревиатуры, а его расшифровка стала своеобразным девизом членов ассоциации: И – инновация, Н – наука, Т – творчество, Е – единство, Г – гармония, Р – развитие, А – ассоциация.
Принципы Ассоциации образовательных организаций «ИНТЕГРА»:
- Принцип целостности означает единую стратегию развития образования, его скоординированный, системный характер.
- Принцип саморазвития определяет приоритетность актуализации внутренних источников развития системы школьного образования, интенсификацию развития, способность адаптироваться к изменениям в обществе.
- Принцип партнерства предполагает определение круга актуальных и заинтересованных социальных партнеров в образовании, консолидацию их усилий, обеспечение устойчивости поступательного развития образования за счет системного эффекта взаимодействия.
Кредо Ассоциации образовательных организаций «ИНТЕГРА»: Лучшее время для начинаний – сейчас!
Участники Ассоциации образовательных организаций «ИНТЕГРА» уверенны, что:
- изменения должны быть понятными абсолютному большинству представителей сообщества и поддерживаться (по крайней мере) 50% из них;
- они призваны открывать новые возможности для каждого обучающегося и педагога;
- инновациями нужно воодушевлять, а не угнетать;
- предлагаемая «планка» проекта должна немного превышать уровень наличных профессиональных возможностей и амбиций.
В связи с этим новая образовательная практика с новым содержанием в первом приближении характеризуется: отказом от преимущественно учебно-предметного принципа в содержании образования и заменой его внепредметным, надпредметным, метапредметными в рамках Ассоциации образовательных организаций. В них помимо одновозрастных классов создаётся сеть всевозможных мастерских лабораторий, проектных групп, где в процессе деятельности выращиваются и формируются универсальные умения и обеспечивается деятельностное вхождение в культуру; созданием и апробацией нового подхода к воспитательному аспекту образования. В его основе – складывание демократического и толерантного уклада жизни Ассоциации как компонента и условия личностно-ориентированного содержания образования, социализации обучающихся через создание условий для приобретения социального опыта и гражданских навыков, поиск средств и форм педагогической поддержки процесса узнавания и развития индивидуальности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель – создание модели ассоциации образовательных организаций на основе интеграции образовательных и иных ресурсов, механизмов ее реализации и обеспечения в условиях государственно-общественного управления.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- создать открытое интегративное поликультурное образовательное пространство общеобразовательных организаций, микросоциума;
- апробировать модель поликультурного интегрированного пространства;
- разработать, апробировать и теоретически обосновать модель государственно – общественного взаимодействия образовательных организаций в ассоциацию;
- разработать и апробировать нормативно – правовое сопровождение процесса интеграции в условиях государственно-общественного управления;
- разработать и реализовать инновационные проекты;
- создать условия для развития педагогических инициатив, повышения квалификации и мотивации к инновационной деятельности;
- разработать и обеспечить научно-методическое сопровождение интеграции образовательных организаций в ассоциацию;
- разработать и апробировать модель мониторинга, диагностических материалов в условиях интеграции образовательных организаций в ассоциацию;
- разработать и апробировать модель государственно – общественного управления инновационной деятельностью в условиях реализации проекта.
Проекты Ассоциации образовательных организаций «Интегра»:
- «Карьера - центр» как образовательное пространство для развития профессиональных предпочтений обучающихся и профессиональных компетенций педагогов, социальных партнёров.
Проект формируется с учётом интересов и потребностей педагогического коллектива школ, участников проекта.
- Проект - Центр социального проектирования «Мы – вместе», целью которого является вовлечение школьников в социальное проектирование для формирования системы ценностных отношений, способствующей их успешной социализации.
Направления деятельности:
- Школа – социокультурный центр микрорайона школа берет на себя лидирующую роль, координируя и управляя реализацией не только образовательных, но и иных востребованных социальных функций. Школа инициатор кооперации и активизации социальных акций по решению насущных вопросов жизни местного сообщества, участник процессов территориального развития.
- Система партнерства с культурными и образовательными учреждениями города: музеями, театрами, библиотеками, творческими центрами.
- Участие в деятельности ассоциации. Организация социальной практики – внеурочная форма социально значимой деятельности определённой профильной направленности, нацеленная на решение задач их профильного и профессионального самоопределения посредством приобретения и осмысления социального опыта.
- Проект «ФАНК–клуб» (ФАНК - французский, английский, немецкий, китайский), целью деятельности которого является развитие языковой и коммуникативной компетенции обучающихся.
Идея состоит в создании театрально-языкового социума, соединяющего учебную и внеурочную деятельность, такого особого социолингвистического пространства, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством театрализации.
При написании программы группой авторов проведен мониторинг субъектной позиции родителей в образовательном процессе, выявлены мнения родителей в отношении целей и ценностей взаимодействия с образовательным учреждением в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа№82» и БОУ г. Омска «Гимназия № 159».
Сравнительный анализ результатов исследования позволил сделать обобщённый вывод, что значительная часть респондентов готовы работать в интегрированном поликультурном пространстве образовательных организаций в системе государственно – общественного управления.
Выявлено поле проблем в работе, фиксация степени удовлетворенности основных участников взаимоотношений качеством образования, установление потребностей субъектов, их активности и т.д., а также создание банка данных различных идей по преобразованию школьной жизни, так называемого общественного заказа.
Проектирование данной среды можно назвать началом формирования образовательной политики поликультурной сети в рамках государственно-общественного управления.
Социальное партнерство – это совместно распределенная деятельность представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности в образовательной, воспитательной, материально-технической, управленческой сферах деятельности образовательной организации.
Если исходить из тезиса об актуальности для каждой школы своей образовательной политики, то субъектную позицию семьи можно формировать в следующих пространствах взаимодействия: информационно-просветительском, согласования и договор, трансляции инновационного опыта. Имеющиеся в арсенале ассоциации механизмы по работе с родителями вполне ложатся в рамки обозначенных полей согласования целей, ценностей и приоритетов.
Актуальной в современной школе остаётся проблема согласования и договора, трансляции собственного инновационного опыта в постоянной конкуренции с другими образовательными организациями.
У образовательных организаций, объединённых в ассоциацию должна быть хорошая репутация и хорошие контакты с учреждениями социальной сферы и бизнесом.
Ассоциация должна организовать широкое информирование населения о проводимых акциях или мероприятиях. Каждый имеет возможность проконтролировать расходование собранных средств (привлечение известных авторитетных лиц, аудит на основе Системы менеджмента качества (СМК), опубликование результатов). Процедура внесения частных пожертвований должна быть легкой, доступной и удобной.
Работаем по принципу «каждый донор — сокровище» и «мы рады любой помощи», при работе с населением акцент - на минимальные суммы.
Такая система взаимоотношений с социумом является трансформируемой, логичной, демократичной и оптимальной. Вместе с тем, мы готовы к конструированию новых отношений, выстраиванию новых систем сотрудничества и в этом видим дальнейшее развитие ассоциации по горизонтали и вертикали.
В результате реализация данного проекта будет установлено эффективное взаимодействие образовательных организаций ассоциации, с целью расширение образовательного пространства для развития языковой коммуникативной компетенции обучающихся, направленной на социализацию и личностное развитие, которое в дальнейшем будет продолжено проведением различного рода мероприятий, направленных на социализацию школьников.