- I. Пояснительная записка
- Нормативно-правовая основа учебного плана
Нормативно-правовую основу разработки учебного плана основного общего образования составляют следующие нормативные документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018-2019 учебном году»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018-2019 учебный год».
Инструктивно-методические документы:
- Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
- Письмо Комитета по образованию от 21.06.2016 № 03-20-2289/16-0-0 с приложением Инструктивно-методического письма «Об организации обучения по основным общеобразовательным программам по очно-заочной, заочной формам обучения»
- Письмо Комитета по образованию от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 с приложением Инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».
Примерные основные образовательные программы:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
2.Режим работы ГБОУ СОШ № 360.
Учебный план ГБОУ СОШ № 360 на 2018/2019 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – Сан ПиН 2.4.2.2821-10)в ред. Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81), и предусматривает:
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V- IX классов;
Учебный год в ГБОУ СОШ № 360 начинается 01.09.2018 года, 25 мая 2019 года заканчивается 4 четверть, учебный год заканчивается 31 августа 2019 года.
Устанавливается в 5-9 классах-34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике
предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени каникул.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
ГБОУ СОШ № 360, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную Сан ПиН 2.4.2.2821-10.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 5-7 классов – не более 7 уроков;
для обучающихся 8-11 классов – не более 8 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и внеурочных занятий.
Между началом внеурочных занятий и последним уроком в ГБОУ СОШ № 360 предусмотрен перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в IV-V классах – 2 ч., в VI-VIII классах – 2,5 ч., в IX-XI классах – до 3,5 ч.
Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана ГБОУ СОШ № 360, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в учебном плане ГБОУ СОШ № 360 в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки.
классы | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
максимальное кол-во часов | 29 | 30 | 32 | 33 |
33 |
Начало занятий в 9.00.
Продолжительность урока в 5-9 классах – 40 минут.
Расписание звонков и продолжительность перемен соответствует требованиям пп.2.9.1., 2.9.3. СанПин 2.4.2. 2821-10
Перемены:
1 урок-9.00-9.40 10 минут
2 урок-9.50-10.30 20 минут
3 урок-10.50-11.30 20 минут
4 урок-11.50-12.30 10 минут
5урок-12.40-13.20 15 минут
6 урок-13.35-14.15 10 минут
7урок-14.25-15.05
Начало занятий дополнительного образования по истечении не менее 45 минут после последнего урока.
В V- IXклассах в ГБОУ СОШ № 360 только пятидневная учебная неделя (при соблюдении
гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
Обучение в 5-9 классах в ГБОУ СОШ № 360 ведётся в 1смену.
В ГБОУ СОШ № 360 обучение организуется только в очной форме.
3.Учебники и учебные пособия
ГБОУ СОШ № 360 для использования при реализации образовательных программ выбирает:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного
для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.
- Особенности учебного плана основного общего образования.
- Учебный план основного общего образования ГБОУ СОШ № 360 обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО) , определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план ГБОУ СОШ № 360 предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Количество учебных занятий за 5 лет составляет не менее 5267 часов и не более 6020 часов.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования):
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы
и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
В 5 и 6 классах изучается учебный предмет «Математика».
В 7 классе происходит разделение на два курса: «Алгебра» и «Геометрия».
В 5-9 классах для изучения учебного предмета «История и культура Санкт- Петербурга» используются часы внеурочной деятельности.
В целях формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности и убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни изучение в V-VII классах предусмотрено изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках внеурочной деятельности.
В IX классах предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается модульно (модуль предмета «Физическая культура»).
Изучение учебного предмета «Технология» в ГБОУ СОШ № 360 в V-VII классах построено с учетом возможностей образовательной организации. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ учебного предмета «Технология» изучается в рамках следующих направлений: «Индустриальные технологии» («Технология. Технический труд»); «Технологии ведения дома» («Технология. Обслуживающий труд»); «Технология. Сельскохозяйственный труд». Каждое направление включает базовые
и инвариантные разделы. Выбор направления обучения не проводится
по гендерному признаку, а исходит из образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечивать активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов; формирование и развитие умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса. Таким образом, при изучении учебного предмета «Технология» значительная роль отводится методу проектной деятельности, решению творческих задач, моделированию и конструированию.
В учебном плане ГБОУ СОШ № 360 не заменяется изучение учебного предмета «Технология» учебным предметом «Информатика».
Библиотечный фонд ГБОУ СОШ № 360 при реализации основной образовательной программы основного общего образования укомплектован печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой
и материалами, дополнительной литературой.
В учебном плане 5-8-х классов представлены все основные образовательные области, что позволяет заложить фундамент общеобразовательной подготовки обучающихся.
Основными задачами учебного плана для 5-8-х классов являются:
- обеспечение выполнения федерального государственного стандарта образования;
- обеспечение единства федерального, регионального компонентов и компонента образовательного учреждения;
- соблюдение государственных образовательных стандартов;
- введение в учебные программы регионального компонента;
- сохранение целостности каждой системы обучения;
- обеспечение реализации интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей);
- сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни).
Режим работы в 5-8 классах осуществляется по 5-дневной учебной неделе, продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели, продолжительность урока составляет 40 минут. Учебный план, режим работы школы обеспечивают выполнение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и использование компонента образовательной организации в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, способствуя реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения обучающихся.
Учебный план для обучающихся включает две части: обязательную и формируемую участниками образовательного процесса. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана ГБОУ СОШ № 360, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину допустимой недельной образовательной нагрузки, определенной базисным учебным планом.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации основной образовательной программы основного общего образования, отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного основного образования: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям, готовность к продолжению образования в старшей школе, формирование здорового образа жизни, знаний поведения в экстремальных ситуациях, личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных предметных областей:
- русский язык и литература (русский язык, литература);
- иностранные языки (иностранный язык(английский);
- математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
- общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
- естественнонаучные предметы (биология, физика, химия);
- искусство (музыка, изобразительное искусство);
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности);
- технология (технология)
Региональный компонент учебного плана:
Учебные предметы «Обществознание» (5 кл.), «История и культура Санкт-Петербурга» (5-9 кл.), «Основы безопасности жизнедеятельности (5-7 кл.) изучаются в рамках занятий внеурочной деятельности.
«Основы безопасности жизнедеятельности» (9класс) изучается как модуль предмета «Физическая культура».
Дополнительные часы на изучение учебных предметов «Алгебра» и «Геометрия» в 8-9 классах (в 8 классе-1 час-геометрия, в 9 классе -1 час –алгебра)
Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
5-е классы:
1 час выделен на изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область-Основы духовно-нравственной культуры народов России).
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ и обеспечивает достижение следующих результатов:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения
к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи
и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий
и гражданского общества в становлении российской государственности.
1 час в неделю добавлен на изучение математики для систематизации и обобщения материала по предмету.
6-е классы:
0,5 часа добавлено на изучение математики с целью более детальной отработки сложных тем.
В соответствии с Методическими рекомендациями для образовательных организаций Санкт-Петербурга по реализации требований Историко - культyрного стандарта при переходе на линейную модель изучения истории в 6-х классах используется 0,5 часа на изучение курса «История России» (85 часов в год, 2 часа в 1 полугодии, 3 часа во втором).
7-й класс:
1 час добавлен на изучение алгебры.
1 час добавлен на изучение истории в соответствии с Методическими рекомендациями для образовательных организаций Санкт-Петербурга по реализации требований Историко - культyрного стандарта при переходе на линейную модель изучения истории в 7-х классах используется часа на изучение курса «История России».
5. Промежуточная аттестация В 5-8 классах система аттестации достижений учащихся – промежуточная, по четвертям в форме выведения на основе текущих отметок, отметок за четверть, годовых отметок. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом, Уставом школы, Положением о промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью получения объективной оценки усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательной организации, за степень усвоения обучающимися Федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.
- Промежуточная аттестация подразделяется на текущую, включающую в себя поурочное, потемное и четвертное (полугодовое) оценивание результатов учебы учащихся, и годовую аттестацию по результатам за учебный год. |
- Текущая аттестация обязательна для всех учащихся школы. |
-К аттестации по итогам года допускаются все учащиеся переводных классов, освоившие обязательную программу и имеющие годовую неудовлетворительную оценку не более чем по одному предмету. |
- I. Пояснительная записка
- Нормативно-правовая основа учебного плана
Нормативно-правовую основу разработки учебного плана основного общего образования составляют следующие нормативные документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018-2019 учебном году»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018-2019 учебный год».
Инструктивно-методические документы:
- Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
- Письмо Комитета по образованию от 21.06.2016 № 03-20-2289/16-0-0 с приложением Инструктивно-методического письма «Об организации обучения по основным общеобразовательным программам по очно-заочной, заочной формам обучения»
- Письмо Комитета по образованию от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 с приложением Инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».
Примерные основные образовательные программы:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
2.Режим работы ГБОУ СОШ № 360.
Учебный план ГБОУ СОШ № 360 на 2018/2019 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – Сан ПиН 2.4.2.2821-10)в ред. Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81), и предусматривает:
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V- IX классов;
Учебный год в ГБОУ СОШ № 360 начинается 01.09.2018 года, 25 мая 2019 года заканчивается 4 четверть, учебный год заканчивается 31 августа 2019 года.
Устанавливается в 5-9 классах-34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике
предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени каникул.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
ГБОУ СОШ № 360, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную Сан ПиН 2.4.2.2821-10.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 5-7 классов – не более 7 уроков;
для обучающихся 8-11 классов – не более 8 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и внеурочных занятий.
Между началом внеурочных занятий и последним уроком в ГБОУ СОШ № 360 предусмотрен перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в IV-V классах – 2 ч., в VI-VIII классах – 2,5 ч., в IX-XI классах – до 3,5 ч.
Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана ГБОУ СОШ № 360, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в учебном плане ГБОУ СОШ № 360 в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки.
классы | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
максимальное кол-во часов | 29 | 30 | 32 | 33 |
33 |
Начало занятий в 9.00.
Продолжительность урока в 5-9 классах – 40 минут.
Расписание звонков и продолжительность перемен соответствует требованиям пп.2.9.1., 2.9.3. СанПин 2.4.2. 2821-10
Перемены:
1 урок-9.00-9.40 10 минут
2 урок-9.50-10.30 20 минут
3 урок-10.50-11.30 20 минут
4 урок-11.50-12.30 10 минут
5урок-12.40-13.20 15 минут
6 урок-13.35-14.15 10 минут
7урок-14.25-15.05
Начало занятий дополнительного образования по истечении не менее 45 минут после последнего урока.
В V- IXклассах в ГБОУ СОШ № 360 только пятидневная учебная неделя (при соблюдении
гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
Обучение в 5-9 классах в ГБОУ СОШ № 360 ведётся в 1смену.
В ГБОУ СОШ № 360 обучение организуется только в очной форме.
3.Учебники и учебные пособия
ГБОУ СОШ № 360 для использования при реализации образовательных программ выбирает:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного
для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.
- Особенности учебного плана основного общего образования.
- Учебный план основного общего образования ГБОУ СОШ № 360 обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Росси