Воспитатель-родители-дети: новые формы взаимодействия в доу

Пример развития сотрудничества воспитателей и родителей в плане развития ребенка

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ (НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ)

 


учитель-логопед МБДОУ №131, г. Мурманск


Важной составляющей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является просвещение родителей. Одна из функций просвещения - информативная. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволит не только познакомить родителей с вопросами логопедии через материалы стендов, тематических выставок и др., но и доступно и убедительно дать родителям нужную информацию логопедического характера.


Стенды
Стенды – это одна из наглядных форм представления информации. На логопедических стендах целесообразно размещать несколько видов информации: многолетнюю, годичную и оперативную. Многолетняя информация - это необходимые родителям сведения о реализуемой образовательной программе, ее авторе. Годичная информация – это сведения о задачах и содержании логопедической работы в группе на год. Оперативная информация, как правило, касается проведения тематических недель. Если позволяет размер стенда, то на нем можно поместить письменную консультацию или памятку для родителей.


Папки-ширмы
Размер стендов не всегда удовлетворяет запросам специалистов, особенно работающих в коррекционных группах. Тематические папки-ширмы помогают решить данную проблему. Формат одного окна ширмы соответствует, как правило, размерам альбомного листа. Количество страниц папки-ширмы регулирует сам специалист. Обычно оно не превышает 3-4 листов.
Как правило, в папках-ширмах размещаются письменные консультации, памятки, различный выставочный материал.


Выставки
Выставка - это собрание различных материалов логопедической направленности, расположенных для обозрения взрослых. Тематические выставки могут быть организованы как для родителей детей, посещающих коррекционную группу, так и для родителей воспитанников массовых групп. Выставки проходят, как правило, одновременно с родительскими собраниями или групповыми консультациями.
В качестве материала для тематических выставок можно предложить различные медиапособия, к использованию которых проявляет интерес все большее и большее количество родителей.


Медиапособия
Термин «медиатека» включает в себя не только аппаратные устройства, но и носители информации, а также собственно саму информацию. Учитель-
логопед может помочь родителям подобрать мультимедийные материалы к занятиям с детьми, развивающие и обучающие программы, выбор которых на рынке в настоящее время достаточно велик. Как правило, данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации, либо тематической выставки, на которой представляются различные медиа-объекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в Интернете.
Самостоятельно подготовленные и записанные на электронные носители видео-консультации по различным темам учитель-логопед может вкладывать в папки-передвижки с целью более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений.


Папки-передвижки
Для лучшего ознакомления родителей с тем или иным вопросом речевого развития детей, учитель-логопед может использовать папки-передвижки. В эти папки, которые выдаются родителям для домашнего просмотра, педагог подбирает материал определенной тематики, эстетично оформляет его, сопровождая иллюстрациями и фотографиями. В начало такой папки-передвижки целесообразно вклеить ее содержание, а также правила пользования данным пособием. В течение времени содержание таких папок-передвижек может пополняться и изменяться.


Рукописные газеты и журналы
В некоторых дошкольных учреждениях сложилась традиция выпуска рукописных газет и журналов определенной тематики. Цель таких изданий - медицинское, психологическое и педагогическое просвещение родителей, привлечение их внимания к различным аспектам воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Газеты и журналы, имеющие только логопедическую направленность, помогают родителям усвоить определенные знания по речевому развитию детей, сформировать у них некоторые умения и навыки, помочь в разрешении проблемных вопросов. К оформлению таких газет и журналов могут привлекаться не только педагоги, но и дети, а также их родители.
Наглядная информация логопедической направленности может быть представлена в виде письменных консультаций, памяток, буклетов, а также видео-консультаций и мультимедийных презентаций.


Письменные консультации
Как показывают проведенные опросы родителей, они часто не ориентируются в проблемах речевого развития своих детей. Универсальность наглядной информации в виде письменных консультаций состоит в том, что она имеет огромные возможности по освещению педагогического и образовательного процессов, проводимых в коррекционной группе или на логопункте. Такие консультации могут быть плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика письменных консультаций может быть разнообразна, но в любом случае, должна быть актуальной для родителей. Письменные консультации логопедической направленности помещаются на информационном стенде, папке-ширме или в папке-передвижке, как правило, после проведения родительского собрания, устной консультации.


Буклеты
Буклет - это письменная консультация, отпечатанная на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы ее можно было читать и рассматривать, не разрезая, а раскрывая ширмообразно. Их отличие от письменных консультаций, размещаемых на информационных стендах, состоит в том, что буклеты предназначены для индивидуального информирования.


Памятки и листовки
Памятка и листовки – это хорошо структурированные тексты с краткими сведениями или напоминаниями о чем-либо, являющиеся руководством для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть различного рода речевые дефекты. Памятки и листовки логопедической направленности могут вклеиваться в тетрадь для домашних заданий, помещаться на информационном стенде или в папке-передвижке. Как правило, объем текста логопедической памятки не превышает одного печатного листа и может быть составлен как самим учителем-логопедом, так и оформлен совместно с родителями.


Видеотека
Часто учителя-логопеды практикуют такую форму работы с родителями как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео.


Таким образом, наглядные формы представления материалов логопедической направленности помогают учителю-логопеду вовлечь родителей в образовательное пространство коррекционной группы или логопункта.

Комментарии