С сентября 2016 года наша школа работает как опорная над темой : «Гражданско – правовое образование в школе».
В ходе работы творческой группой педагогов были разработаны программы «Гражданское образование» и « Воспитание патриота Отечества».
Основной целью, которых , стало:
целенаправленное формирование полноценного члена общества, имеющего активную гражданскую позицию, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным сознанием ответственности за свои решения и действия.
Основными задачами данного направления являются:
- Распространение знаний о правах и свободах человека;
- Развитие гражданской инициативы и правовой ответственности учащихся;
- Просвещение в области защиты прав человека и формирование первичных навыков правозащитной деятельности;
- Приобретение обучающимися знаний и навыков, необходимых для участия в общественной жизни.
- Воспитание правового сознания как школьников, так учителей и родителей;
- Распространение четкого понимания взаимосвязи прав и свобод с ответственностью, умением разрешать конфликтные ситуации правовыми способами.
- основу реализации поставленных задач гражданско - правового образования обучающихся, повышения их образовательного уровня закладывается многоуровневая система, которая включает в себя:
Урочную деятельность.
Уроки истории, обществознания и права.
Внеурочную деятельность.
- Это и традиционные мероприятия: дни профилактики правонарушений, единые дни отказа от курения, дни здоровья, недели правовых знаний, декада против наркотиков.
- Родительский всеобуч.
- Правовой лекторий для учащихся.
- Классные часы «Азбука права».
- Социальное проектирование «Я - гражданин».
- Школьный парламент. Органы ученического самоуправления.
Система правового воспитания учитывает возрастные особенности учащихся, обеспечивает целостный, непрерывный, поэтапный процесс правового образования школьников, базируется на принципах дозирования правовой информации, последовательного включения обучающихся в круг правовых проблем, опоры на собственный правовой опыт детей.
В этом году в школе проводилась Неделя государственных символов. По итогам недели было проведено тестирование по классам . Результаты тестирования по теме: « Государственные символы» представлены на экране.
Выводы: классным руководителям 2 и 6 классов улучшить работу по правовому воспитанию и повысить качество подготовки занятий по правовому всеобучу.
Рекомендуется отслеживать результаты работы и качество правовых знаний обучающихся по темам правового воспитания.
Первым этапом в воспитании гражданственности является начальная школа. На этом этапе учителя стремятся воспитывать в детях гордость за великую историю нашей страны, уважение к государственному флагу и гербу. Ученики начальной школы охотно посещают музеи, выставки, библиотеки.
В основу воспитательной работы в 5 классе ложился процесс становления классного коллектива, поэтому мероприятия носили в основном игровой, занимательный характер.
Мероприятия в 6-7 классах организовывались на основе самостоятельной деятельности и инициативы со стороны обучающихся, но при этом не теряли своей прежней занимательности.
Воспитательные мероприятия в 8 классах были рассчитаны на совместную разработку и их проведение учителем и обучающимися, опору на инициативу лидеров классного коллектива.
Мероприятия в 9 классах носили обобщающий характер, обьединив все навыки общественной работы в коллективе. Инициатива обучающихся проявлялась как в формулировке тематики мероприятия, так и в выборе форм его проведения и используемого материала.
В 10 – 11 классах осуществлялась подготовка воспитанников к жизни в социуме, закреплялись коммуникативные навыки.
С целью формирования гражданских качеств у обучающихся педагоги используют примеры из истории и культуры России, Калмыкии, героического прошлого, примеры из жизни и деятельности выдающихся отечественных ученых, полководцев, героев, ветеранов. Гражданское воспитание обучающихся является неотьемлемым элементом воспитательного процесса образовательного учреждения. Оно находится в прямой зависимости от нравственных, патриотических, гражданских позиций, правового сознания, гуманного отношения к окружающим и природе.
Для определения уровня сформированности патриотизма и гражданственности проведено анкетирование среди 5 – 11 классов. Было опрошено 127 человек.
Вывод: из данной диаграммы видно, что тестируемые имеют правильное суждение о патриотизме и гражданственности.
Все это повысило интерес обучающихся к истории, воспитания уважительного отношения к старшему поколению, а также развитию общественной деятельности.
Гражданственному и патриотическому воспитанию способствовало использование на всех внеклассных мероприятиях символики, соблюдения двуязычия, исполнение Государственного Гимна.
План гражданско - правового обучения и воспитания состоит из 2 частей: образовательной области и воспитательной области.
По плану воспитательной работы в октябре были организованы и проведены классные часы из серии «Азбука права». Среди них два открытых классных часа в 5 и 11 классах.
Раз в четверть проводился правовой лекторий для учащихся (по отдельному плану. Ответственная Кузнецова Н.А.)
- целью совершенствования методики проведения внеклассных мероприятий по правовому просвещению, обобщения накопленного опыта по правовому воспитанию в школе, внедрению передового опыта в I четверти состоялось методическое объединение классных руководителей по вопросам правового просвещения учащихся. На заседании МО был заслушан доклад «Правовое просвещение учащихся», просмотрены и проанализированы открытые классные часы из серии «Азбука права» (5 класс – классный руководитель Сафронова Э.Г., 11 класс - классный руководитель Кирилловская О.Г.).
По вопросам правового просвещения, профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в МКОУ ГСОШ №3 имеются следующие документы:
- План работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правового просвещения и формирования здорового образа жизни детей, план работы детской организации.
- Расписание работы кружков и спортивного зала:
- школе на 1.09.2016г.были открыты и действовали 4 кружка и секций
- В школе также имеются статистические данные о занятости учащихся в свободное время: посещение кружков и секций (в разрезе каждого класса).
- Социальный паспорт школы.
- План воспитательной работы школы на учебный год.
- Индивидуальные планы работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних учащихся школы как приложение к плану воспитательной работы школы на учебный год с указанием профилактических операций, совместной работы с субъектами профилактики. Графики посещений на дому.
- Списки учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в КДН.
- Список опекаемых детей.
- План работы и протоколы заседаний совета профилактики.
- Состав совета по профилактике, утвержденный приказом директора школы.
- План работы и протоколы заседаний методического объединения классных руководителей.
- Рекомендации, анкеты, памятки в помощь классному руководителю по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, терроризма, работе с неблагополучными семьями.
- Планы проведения месячников и дней профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, профилактики алкоголизма, наркомании и табакокурения среди учащихся.
- Разработки и сценарии внеклассных мероприятий по правовому воспитанию.