Новая философия взаимодействия с родителями

Комментарии · 2970 Просмотры

Консультационный центр для родителей группы детского сада. Какой он должен быть в современных условиях? Предлагаю практикоориентированную модель.

    Для наших детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи, ей принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей как активных членов общества. Поэтому педагоги нашей группы в рамках новой философии взаимодействия с родителями создают такое единое пространство развития ребенка с ОВЗ в семье и ДОУ, которое позволяет сделать их участниками полноценного воспитательного процесса.

    На наш взгляд наиболее оптимальными являются практикоориентированные формы работы. Они позволяют родителям включиться в образовательный процесс, улучшить понимание тонкостей воспитания и развития детей. Вы скажете, что и раньше специалисты и педагоги коррекционных групп осуществляли методическую и диагностическую помощь семье. Но введение ФГОС ДО изменило взгляд детского сада на организацию коррекционной работы, в Стандарте прописаны требования по взаимодействию детского сада с родителями: если раньше педагоги ограничивались их просвещением, то теперь родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Министр образования РБ Г. Р. Шафикова поставила «… новые задачи перед консультационными центрами при детских садах. Они должны быть центром не только методической помощи родителям, а помогать в присмотре и уходе за детьми, в организации родительских сообществ, в получении дополнительных образовательных услуг…».

   Мы предлагаем Вашему вниманию уже зарекомендовавшую себя модель направлений работы консультационного центра нашей группы, состоящую из следующих блоков:

  1. Традиционные домашние задания учителя-логопеда и учителя-дефектолога для детей и родителей в рабочих тетрадях. Домашние задания специалисты дают один раз в неделю, как правило, по четвергам. Тетради с выполненными заданиями вы должны принести в понедельник утром.
  2. По четвергам, с 16.00 до 17.30 родителям оказывается консультативная помощь по вопросам воспитания и развития детей: индивидуальное консультирование взрослых в отсутствии ребёнка, семейное консультирование родителей в сочетании с индивидуальными занятиями ребёнка со специалистами, а также подгрупповое консультирование семей с одинаковыми эмоционально нейтральными проблемами. Специалисты нашего центра проводят семинары и семинары-практикумы, обучающие игровые сеансы.
  3. В условиях нашей группы приобретает особую актуальность дистанционное образование: это публикация домашнего задания по каждой лексической теме на сайте группы; мы предлагаем вам электронные пособия; один раз в месяц выпускается газета группы. На сайте нашей группы вы можете совершить экскурсии в музеи не только нашей республики и страны в виртуальном музее. Здесь же имеется виртуальная библиотека с выставками методической и научно-популярной литературы. Наш консультационный центр тоже имеет свой сайт, где собрана вся информация о работе центра, его функциях и сотрудниках, здесь же родители могут получить ответы на обращения, присланные специалистам центра по электронной почте или заданные на мини-сайтах и по телефону.
  4. Специалисты и воспитатели центра выступают инициаторами и организаторами участия детей на различных конкурсах с активной помощью родителей. Эта деятельность направлена на социализацию детей и ещё им не понятна, но родителям нравится, когда их дети становятся призёрами и победителями конкурсов и олимпиад. Всё, что по вашему мнению подлежит публикации или стоит оценке экспертов мы поможем оформить и опубликовать.
  5. В рамках работы центра проводится социальный проект «Клуб выходного дня «Мама, папа, я – активная семья», который определяет стратегию и основные направления деятельности воспитателей, специалистов, родителей и детей по созданию семейной политики группы.
  6. В рамках этого проекта родители получают советы по организации семейных прогулок и экскурсий, посещений выставок, сбора информации о семье или изучаемых в ДОУ объектах. Если сначала родители представляли отчеты о семейном мероприятии в фотографиях, то последние работы оформлены как презентации и мы планируем трансляцию опыта семейного воспитания на итоговом собрании. Семейные проекты хранятся в библиотеке нашей группы.
  7. Специалисты центра привлекают родителей к участию в досуговых и оздоровительных мероприятиях, в трудовых десантах и благотворительности.

    С сегодняшними родителями мы работаем первый год и есть у нас, к сожалению, парочка семей, которые не принимают участие в акциях, проектах и конкурсах. Есть семьи, которые только один раз приняли участие в мероприятиях группы. Но консультации получают все и есть надежда, что в будущем специалисты центра добьются изменения отношения таких родителей к воспитанию своего ребенка.

    Практика свидетельствует, что те родители, которые постоянно обращаются в наш консультационный центр, со временем раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями и семейным опытом. После получения ответа на один вопрос у них возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому основная задача деятельности специалистов заключается не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у них интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.

Комментарии