Налогообложение 2018 - важные вопросы и ответы

Обзор системы налогообложения в 2018 году в вопросах и ответах

Вопрос:

 

О применении ставки 0% по налогу на прибыль при получении дивидендов организацией, реорганизованной путем преобразования.

 

Ответ:

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее чем 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Таким образом, учитывая, что при преобразовании возникает новое юридическое лицо (организация), для целей НК РФ такая организация будет являться новым налогоплательщиком, следовательно, срок владения на праве собственности долей в уставном капитале такой организации, указанный в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, будет исчисляться для вновь созданной организации с момента ее государственной регистрации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 февраля 2018 г. N 03-03-07/10099



Вопрос:

 

Об НДС при приобретении железнодорожных билетов для проезда работников к месту служебной командировки и обратно посредством российских и зарубежных перевозчиков.

 

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса установлено, что местом реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа признается территория Российской Федерации, если такие услуги оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, в случае если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации, либо иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, в случае если пункты отправления и назначения находятся на территории Российской Федерации (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица).

Таким образом, местом реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования, оказываемых иностранными железнодорожными перевозчиками по территории и за пределами Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги в Российской Федерации НДС не облагаются.

Что касается услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования, оказываемых российскими железнодорожными перевозчиками, то на основании подпункта 9.3 пункта 1 статьи 164 Кодекса обложение НДС операций по реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования по территории Российской Федерации в дальнем сообщении производится по ставке этого налога в размере 0 процентов.

Кроме того, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса операции по реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов также облагаются НДС по ставке в размере 0 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 февраля 2018 г. N 03-07-14/9796

 

Вопрос:

 

Организация приобрела требующее монтажа производственное оборудование, стоимость которого отражена в бухгалтерском учете на счете 07 "Оборудование к установке". Монтаж оборудования займет длительное время. Можно ли принять НДС к вычету при приобретении оборудования, или такое право возникнет только после завершения монтажа и оприходования оборудования на счет 01 "Основные средства"?

 

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 171 и абзацам первому и второму пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Абзацем третьим пункта 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия на учет данного оборудования к установке.

Учитывая изложенное, вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику при приобретении оборудования, требующего сборки и монтажа, производится после принятия к бухгалтерскому учету данного оборудования на счете 07 "Оборудование к установке" на основании счета-фактуры, выставленного продавцом, и при наличии соответствующих первичных документов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 февраля 2018 г. N 03-07-11/9875



Вопрос:

 

Об НДС при оказании региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом статьей 149 Кодекса определен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При этом освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость коммунальных услуг, в том числе услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, реализуемых управляющим организациям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам, Кодексом не предусмотрено.

Таким образом, коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональным оператором физическим и юридическим лицам, в том числе управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 февраля 2018 г. N 03-07-11/9194

 

Вопрос:

 

О применении УСН и ЕНВД, если доля ПИФа или управляющей компании ПИФа в ООО будет составлять более 25%.

 

Ответ:

Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) не вправе применять организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Исходя из подпункта 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса на уплату ЕНВД не вправе переходить организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

При этом в соответствии со статьей 11 Кодекса российскими организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) установлено, что паевой инвестиционный фонд (далее - ПИФ) - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. ПИФы не являются юридическими лицами.

Таким образом, при передаче 25 и более процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью ПИФу такое общество, применяющее УСН или ЕНВД, не утрачивает право на их применение.

Доверительное управление ПИФом осуществляет управляющая компания путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими ПИФ, включая право голоса по голосующим ценным бумагам (пункт 3 статьи 11 Закона N 156-ФЗ).

Управляющая компания совершает сделки с имуществом, составляющим ПИФ, от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего.

Управляющая компания вправе от своего имени и в качестве доверительного управляющего выступить в качестве участника общества с ограниченной ответственностью.

В случае если доля управляющей компании в обществе с ограниченной ответственностью будет составлять более 25 процентов, то такое общество не сможет применять УСН или ЕНВД.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 февраля 2018 г. N 03-11-06/2/8737

 

Вопрос:

 

О вычете НДС с оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) в размере, превышающем размер предоплаты по договору.

 

Ответ:

Согласно пункту 12 статьи 171 и пункту 9 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) у налогоплательщика налога на добавленную стоимость (далее - НДС), перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) при получении таких сумм оплаты (частичной оплаты), подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), документов, подтверждающих фактическое перечисление этих сумм, и при наличии договора, предусматривающего их перечисление.

Таким образом, принятие к вычету суммы НДС покупателем, перечислившим эту сумму в составе оплаты в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере, превышающем размер предоплаты, предусмотренный договором с поставщиком, при соблюдении вышеназванных условий Кодексу не противоречит.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 февраля 2018 г. N 03-07-11/8323



Вопрос:

 

Об учете расходов на горюче-смазочные материалы в целях налога на прибыль.

 

Ответ:

На основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта), а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем следует отметить, что для целей налогообложения прибыли организаций учитываются только те расходы, которые отвечают условиям статьи 252 Кодекса, т.е. обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2018 г. N 03-03-06/1/7855



Вопрос:

 

Об учете в целях налога на прибыль компенсаций, полученных при изъятии недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд.

 

Ответ:

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определен в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Указанный перечень доходов является исчерпывающим.

Средства, полученные в качестве возмещения за изымаемое недвижимое имущество, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в статье 251 НК РФ не поименованы.

Учитывая изложенное, при изъятии недвижимого имущества путем его выкупа для государственных и муниципальных нужд у налогоплательщика возникает доход, который учитывается при формировании налогооблагаемой прибыли.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2018 г. N 03-03-06/1/7847



Вопрос:

 

Об учете в целях налога на прибыль криптовалюты, полученной в результате расчетов (мены).

 

Ответ:

В настоящее время правовой статус криптовалюты на территории Российской Федерации не определен. Криптовалюта не является официальной валютой, а следовательно, и платежным средством.

Вместе с тем при получении криптовалюты в результате расчетов (мены) при выполнении работ, от продажи товаров и при оказании услуг для целей налогообложения следует учитывать следующее.

На основании пункта 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающей принципы определения доходов, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии, в частности, с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Логика положений главы 25 НК РФ подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении приносящей прибыль деятельности, за исключением поименованных в статье 251 НК РФ.

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ) (пункт 1 статьи 248 НК РФ).

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

На основании пункта 1 статьи 271 НК РФ в целях главы 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 НК РФ.

Таким образом, в соответствии со статьей 271 НК РФ доход признается по факту реализации вне зависимости от получения средств (активов) за реализованные товары, работы, услуги.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2018 г. N 03-03-06/1/8061



Вопрос:

 

Об учете в целях налога на прибыль убытков участников КГН и убытков ответственного участника КГН при определении консолидированной налоговой базы.

 

Ответ:

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 278.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по консолидированной группе налогоплательщиков (далее - консолидированная налоговая база, КГН) определяется как сумма всех налоговых баз участников консолидированной группы с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

Налоговая база каждого участника КГН определяется в порядке, установленном статьей 274 Кодекса, с учетом положений статьи 283 Кодекса. При этом в налоговую базу каждого участника КГН, включаемую в консолидированную налоговую базу, не включаются доходы участников КГН, подлежащие обложению налогом у источника выплаты доходов.

В соответствии с положениями пункта 19 статьи 274 Кодекса налоговая база по прибыли, полученной участниками КГН, определяется ответственным участником этой группы в порядке, установленном указанной статьей, с учетом особенностей, установленных статьями 278.1 и 288 Кодекса.

Абзацем третьим пункта 1 статьи 278.1 Кодекса устанавливается порядок учета убытков, полученных участниками консолидированной группы налогоплательщиков в отчетном (налоговом) периоде, при исчислении консолидированной налоговой базы за соответствующий период.

При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 278.1 Кодекса при исчислении консолидированной налоговой базы также применяются особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, установленные Кодексом для налогоплательщиков, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в части отдельного определения налоговой базы, а также в части уменьшения налоговой базы на сумму полученных убытков и переноса убытков на будущее.

Таким образом, положения абзаца третьего пункта 1 статьи 278.1 Кодекса применяются налогоплательщиками, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в отношении консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами с учетом пункта 8 указанной статьи.

2. Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 278.1 Кодекса убытки, полученные участниками КГН в отчетном (налоговом) периоде, подлежат суммированию.

При этом убытки, полученные участниками КГН за периоды с 2017 г., в текущем периоде уменьшают консолидированную налоговую базу, но не более чем на 50 процентов ее величины, а остаток убытков - распределяется между участниками КГН и по общим правилам может учитываться в налоговой базе каждого из них в следующих периодах.

Порядок учета убытков участников КГН при определении консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода устанавливается в учетной политике для целей налогообложения КГН.

3. Пунктом 3 статьи 25.1 Кодекса предусмотрено, что ответственным участником КГН признается участник КГН, на которого в соответствии с договором о создании КГН возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по КГН и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций.

Соответственно, организации, являющиеся ответственными участниками КГН, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой КГН (абзац четвертый пункта 1 статьи 246 Кодекса).

Статья 283 Кодекса предусматривает право налогоплательщика, понесшего убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

При этом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 283 Кодекса в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 налоговая база за текущий отчетный (налоговый) период (за исключением предусмотренных Кодексом случаев) не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов.

Указанное ограничение применяется при уменьшении на убытки прошлых налоговых периодов консолидированной налоговой базы, сформированной за отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020.

При этом учет убытков ответственного участника КГН при формировании консолидированной налоговой базы по КГН осуществляется по общим правилам.

В свою очередь, по вопросам администрирования КГН в случае замены ответственного участника КГН следует руководствоваться положениями письма Министерства финансов Российской Федерации от 30.04.2015 N 03-03-10/25250, направленного в адрес Федеральной налоговой службы. Ознакомиться с указанным письмом можно на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2018 г. N 03-12-11/3/7912



Вопрос:

 

Перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и внереализационных расходов является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически оправданные расходы. Учитываются ли в целях налога на прибыль расходы по списанию и дальнейшей утилизации товара, признанного по результатам инвентаризации неликвидным ввиду морального устаревания, отсутствия спроса на него, а также истекшего срока годности?

 

Ответ:

Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2018 г. N 03-03-06/1/7862



Вопрос:

 

Об учете в целях налога на прибыль суммы кредиторской задолженности, списываемой в связи с ликвидацией организации - поставщика товаров.

 

Ответ:

В соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения прибыли внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Следовательно, при ликвидации организации - поставщика товаров, перед которой имеется кредиторская задолженность по поставленным ранее товарам, сумма кредиторской задолженности на основании пункта 18 статьи 250 НК РФ должна быть включена налогоплательщиком в состав внереализационных доходов.

При этом по общему правилу согласно пункту 1 статьи 271 НК РФ в целях главы 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Следовательно, сумма кредиторской задолженности подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика на дату исключения из Единого государственного реестра юридических лиц организации - поставщика товаров, перед которой имеется задолженность.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2018 г. N 03-03-06/1/7837



Вопрос:

 

Об уплате страховых взносов и представлении расчетов по ним организацией, имеющей обособленные подразделения и централизованно начисляющей выплаты работникам.

 

Ответ:

В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обособленным подразделением признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Исходя из положений подпункта 11 статьи 431 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Вместе с тем в соответствии с положениями подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

Вопрос о необходимости наделения обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу работников, о чем вносится соответствующая запись в положение об обособленном подразделении, относится к организационным вопросам ведения организацией своей финансово-хозяйственной деятельности, и решения по ним принимаются организацией самостоятельно.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 февраля 2018 г. N 03-15-06/6672



Вопрос:

 

Об учете страховыми организациями сумм отчислений в страховые резервы в целях налога на прибыль.

 

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам страховых организаций, кроме расходов, предусмотренных статьями 254 - 269 Кодекса, относятся также расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности.

К расходам страховых организаций относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Центральным банком Российской Федерации.

В письме Банка России от 04.10.2017 N 015-53/8027 разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" формирование страховых резервов осуществляется страховщиками в соответствии с правилами формирования страховых резервов, которые утверждаются органом страхового надзора. На основании указанного пункта правила формирования страховых резервов были утверждены Банком России следующими нормативными документами:

- Положением от 16.11.2016 N 557-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию жизни";

- Положением от 16.11.2016 N 558-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни".

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций учитываются суммы отчислений в страховые резервы, сформированные в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации.

Для целей налогообложения прибыли организаций Кодексом определен порядок признания доходов и расходов по начислению (статьи 271 и 272 Кодекса), в том числе и для страховых организаций.

Особенности учета страховыми организациями доходов и расходов установлены статьями 293 и 294 Кодекса соответственно.

Таким образом, для целей налогового учета в страховых организациях применяется порядок учета доходов и расходов с учетом особенностей, установленных статьями 271, 272, 293 и 294 Кодекса.

При этом статьей 252 НК РФ определено, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

В целях главы 25 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

Таким образом, если под соответствующие расходы налогоплательщиком создавался резерв, повторному включению в состав расходов рассматриваемые затраты не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 февраля 2018 г. N 03-03-06/1/6583



Вопрос:

 

Об НДФЛ и страховых взносах при оплате питания работников на основании локального акта.

 

Ответ:

1. Налог на доходы физических лиц

При определении налоговой базы в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), в том числе питания.

При получении налогоплательщиком от организаций дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 211 Кодекса как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

Таким образом, с учетом указанных положений статьи 211 Кодекса стоимость питания, оплаченного организацией за физических лиц, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

При возникновении у физических лиц дохода в натуральной форме в виде оплаты за них питания организацией указанная организация признается на основании статьи 226 Кодекса налоговым агентом в отношении таких доходов и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.

2. Страховые взносы

Пунктом 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для начисл

Комментарии