Познавательная деятельность детей - интересные примеры

Развитие детей дошкольного возраста в доу на примерах

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

воспитатель МБДОУ №85, г. Мурманск


Познавательно–исследовательская деятельность важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку направлена на определение качеств, свойства предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию.
Занятия исследовательской деятельностью позволяют расширить практические знания детей по экспериментированию, конкретизировать их.


Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.


В качестве метода развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка экспериментирование реализует следующие цели и задачи:
• Формировать у детей собственный познавательный опыт, расширить кругозор детей.
• Формировать у детей диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
• Формировать познавательную мотивацию и активность, прививать вкус к собственным открытиям в познании окружающего мира, умение детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
• Развивать психические функции ребенка: память, внимание, эмоционально – волевую сферу.
• Развивать восприятие, речь детей. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
• Формировать уверенность в своих силах.


В результате у ребенка формируется такие начально-ключевые компетентности как социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом); коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений); информационная осведомленность (через опыты, наблюдения дети получают знания); деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).


Таким образом, детское экспериментирование позволяет воздействовать на целый комплекс компетентностей, формируя в ребенке исследовательские навыки и интерес к познанию. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н. Поддьякова, А. И. Савенкова и др.

В настоящее время метод экспериментирования является одним из наиболее эффективных методов познания в системе дошкольного образования.
Однако часто возникает необходимость систематизировать накопленный воспитателем практический опыт эксперимента в единую систему.
Нами предлагается создание уголка «Детская научная лаборатория».

Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Лаборатория реализует следующие типы экспериментов:
1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2. Коллекционирование (квалификационная работа: камни, марки, открытки и т.д.).
3. Путешествия по карте (представление о пространстве мира - мир как пространственное целое, о поверхностях земли, частях света, об океанах и их обитателях, северных землях, их обитатели, о континентах, родной стране). Исследования – путешествия инициируется взрослым, но органично принимается ребенком, поскольку условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой.
4. Путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представление об историческом времени - от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. д.).

Для реализации заявленных экспериментов в детской научной лаборатории необходимо определить место
 для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
 для приборов и хранения материалов (природного, "бросового");
 для проведения опытов;
 для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).


Мы предлагаем проводить эксперимент по каждой лексической теме, составив перспективный план работы. Целесообразно проводить деятельность такого рода, когда у детей уже наработаны некоторые знания по данной теме, так чтобы его проведение затребовало минимум дополнительной информации и ребенок имел возможность сосредоточиться исключительно на самом экспериментировании.

Так, например, по теме «Овощи-фрукты» можно предложить проведение следующих экспериментов: «Тонет – не тонет?», «Мягкий или твердый?», «Можно ли рисовать соком?», «Сравнение сушеных и свежих фруктов». По теме «Растения»: «Как растения пьют и питаются?», «Летающие семена». По
теме «Мебель»: «Сколько ножек может быть у стульев?». По теме «Осень»: «Хождение по сухим листьям», «Почему листья желтеют?». По теме «Зима»: «Ледяные превращения», «Изготовление цветного льда», «Снег сохраняет тепло», «Как растут кристаллы», «Рассматривание снежинки через лупу». По теме «Весна: «Что внутри почки?» (рассматривание через лупу почки в разрезе). По теме «Лето»: «Мыльная радуга», «Море у банке». По теме «Комнатные растения»: «Почему растения зеленые?», «Фиалка из листочка». По теме «Грибы»: «Выращиваем плесень». По теме «Птицы»: «Что положить в кормушку».
Метод экспериментирования как средство познавательно-исследовательской деятельности позволяет достичь следующих результатов:
• рост познавательной и речевой активности;
• дети овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой;
• создание мотивации к обучению;
• благодаря подробному отчету о проведенном исследовании, дети составляют описательный рассказ;
• проводимая работа позволяет на более раннем этапе приступить к формированию следующих по трудности видов рассказывания: сравнительно-описательного, творческого рассказов.
• знания, полученные в результате экспериментирования, переходят в жизненный опыт детей.

Комментарии