Классный час: «День правовой помощи детям»
Цель классного часа:
Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи классного часа:
- Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
- Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
- Воспитывать уважение к другим людям.
Ход классного часа
- Вступительное слово учителя
Добрый день, дорогие ребята. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.
- Знакомство детей с их правами и обязанностями
Тема нашего классного часа: «День правовой помощи детям». А что это такое. Давайте разбираться.
- Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
- А что, является моделью планеты Земля? (Глобус)
- Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне)
Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.
Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.
- Какие правила вы знаете?Ответы детей.
Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учит оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.
Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».
Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:
Ученики зачитывают права детей:
- каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
- дети имеют право жить с родителями;
- дети имеют право на медицинскую помощь;
- дети имеют право на обучение;
- дети имеют право на отдых;
- дети имеют право на охрану и защиту.
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
III. Игра «Разрешается – запрещается»
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
- На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть стастья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.
- Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.
Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое – калечит».
Ответы детей.
- Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Ответы детей.
- В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.
- Обязанности
- C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть? Ответы детей.
- Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.
Работа в парах.
А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
Обязанности:
- Соблюдать законы.
- Охранять природу.
- Защищать отечество.
- Заботиться о родителях.
- Получить образование.
- Проверочный тест «Занимательное правоведение» (приложение)
- Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.
- Обобщение
- Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? (Право на образование)
- Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
Песня «Мир ребенка»