Для чего христиане приходят на Божественную литургию?

Комментарии · 1412 Просмотры

В древности людей в церковь на службу привлекало многое. И внешняя красота храма; и изящество его внутреннего убранства, особенно иконопись.

В древности для этого было много причин. Ибо тогда, при низком развитии секулярной культуры, людей, особенно из простонародья в церковь на службу привлекало многое. И внешняя красота самого храма; и изящество его внутреннего убранства, особенно иконопись; и чудесное пение. Но, конечно, была главная причина, по которой христиане выстаивали длительные службы, в частности, литургию; причина, которая единственно действует в наше время – это желание получить благодать Божию.

И действительно, сейчас мало кого поразишь внешним и внутренним великолепием храмов. Мирское архитектурное искусство ныне стоит на высоте. Кругом поют, не только оперы и оперетты, но всякие там джазы, роки и караоке. Весьма развита живопись, причем, полно не только картин, но и кинокартин и т.д. Посему у нынешних христиан, осознают они это или нет, остается лишь одна причина стоять за литургией – изобильная благодать, подаваемая на ней.

Однако здесь как раз и возникают серьезные проблемы. По мере сил и исходя из своего духовно-церковного опыта, я на сем сайте опубликовал ряд статей, описывающих эту проблематику. Поэтому не буду здесь повторяться. Замечу лишь, что эти проблемы трех видов.

Во-первых, по тем или иным причинам нашего несовершенства, связанного с так сказать пост атеистическим синдромом, Господь может не дать Свою благодать. Во-вторых, из-за этого же синдрома мы можем злоупотребить данным нам этим благим даром, например, возгордившись или даже посчитав себя уже «святыми». Наконец, в-третьих, христианин может получить этот Божий дар, но не замечать сего. Пожалуй, существует еще одна причина - это непонимание Божественной литургии. Для таких прихожан можно посоветовать прочитать статью, в которой дается объяснение богослужения.

Короче говоря, причина этой беды не в Боге, а в нас. Как говорили святые отцы: «Сосуды благодати Божией оскудели». И вправду, ведь в сосуд можно влить лишь столько живой воды, насколько сам он вместителен! Нельзя же влить океан плодов Святого Духа, первый из которых любовь, в маленькую стопочку «для коньяка» или другой какой страсти, коими наполнены наши души.

Как следствие этого зачастую происходит следующий крайне негативный процесс. По мере вышеописанного неполучения благодати христианин в той или иной форме уходит из храма. Особенно это касается детей. Очень часто бывает, что верующие родители приводят своих чад в храм. И пока они более или менее маленькие, то, подчиняясь воле отца и матери, ходят туда, молятся за литургией. Но вот они вырастают и, к сожалению, многие из них практически навсегда оставляют церковь.

Как сказала мне по этому поводу одна девушка: «А зачем туда ходить»? И действительно, Божественная литургия, да и храм в целом ведь ничего не могут дать христианину, кроме благодати. И если они и этого не дают, то тогда закономерен риторический вопрос той девицы. Но жизнь показала, что она очень и очень не права!

Я ведь специально наблюдал за ней и за ее судьбой. До где-то 14 лет это был не особо видный подросток. Но потом она буквально расцвела, превратившись в великолепную красавицу. И был у этой девушки парень, был лет так-эдак лет семь или восемь. Наконец, недавно они обручились и подали заявление в ЗАГС. Но к чему я это говорю? А к тому, что у них (по крайне мере, у нее) до сих пор нет и не было добрачных половых отношений. Что в наше время всяческой пропаганды разврата можно считать выдающимся нравственным достижением.

Итак, вот вам пример благодатного действия православия, в первую очередь, Божественной литургии. Как известно, она состоит из проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Больше всего благодати православные христиане получают в последней, при причащении.

Видать и эта девушка, в детстве часто причащаясь, сама не замечая, стяжала в своей душе ту нравственную чистоту, которая позволила ей сохранить целомудрие в сем крайне развращенном мире. И это еще при ее модельной внешности, на которую так и клюют все эти многочисленные нынешние любодеи и прелюбодеи. Жаль только, что эта глупышка сего не поняла, наивно думая, что зря ходила в храм и причащалась за Божественной литургией! Но надеюсь, что Господь, ими же веси судьбами, ее, да и ее жениха, как-то вразумит.

Протоиерей Георгий Городенцев.

Комментарии