Приватизация квартиры – это процесс перехода муниципального жилья в частную собственность. По завершении процедуры у гражданина возникает право собственности: он может свободно распоряжаться недвижимостью, а не только использовать квартиру для проживания.
Проживающим по договору социального найма важно знать, как приватизировать квартиру и стоит ли это делать, какие документы нужно подготовить для приватизации и куда обратиться.
О преимуществах и недостатках приватизации
Главный плюс здесь – возможность бесплатного получения квартиры в собственность. Стоимость процедуры приватизации равняется размеру госпошлины – 2000 рублей. Такая цена ничтожна по сравнению с рыночной стоимостью жилья.
Собственник квартиры также получает и другие права, отсутствующие у нанимателя. Например:
- Возможность продажи, обмена, дарения, сдачи в аренду и передачи в залог.
- На своей жилплощади собственник может зарегистрировать кого угодно.
- Личную недвижимость можно завещать.
- Нет препятствий для проведения перепланировки.
К минусам относятся:
- Необходимость платить налог на имущество.
- Частная недвижимость, в отличие от государственной, может стать объектом взыскания.
Какую квартиру можно приватизировать и кто имеет на это право
Передаче в частную собственность подлежат квартиры в жилых домах, которые сдаются по договору социального найма.
Не подлежат приватизации:
- служебные квартиры,
- комнаты в общежитии,
- жилье в аварийных зданиях.
Приобрести право собственности могут все проживающее в муниципальной квартире, включая несовершеннолетних детей. Но есть нюанс: совершеннолетним гражданам бесплатная приватизация жилья положена один раз.
Порядок приватизации квартиры
Заявление и пакет документов подается через МФЦ. В некоторых регионах также возможна подача через сайт госуслуг. Максимальный срок рассмотрения – 2 месяца.
Начинать оформление следует со сбора необходимых документов. В их перечень входят:
- заявление;
- паспорта всех участников приватизации (несовершеннолетним, не имеющим паспорта, требуется предоставить свидетельство о рождении);
- договор социального найма и ордер на квартиру;
- выписка из домовой книги;
- план здания и техпаспорт;
- выписка из л\с, в которой указаны все проживающие;
- согласие на приватизацию или отказ от нее от каждого проживающего в письменном виде;
- документ, подтверждающий, что право на приватизацию не использовалось;
- квитанция об оплате государственной пошлины.
Необходимо учитывать, что для некоторых категорий граждан могут потребоваться дополнительные документы.
Инструкция по приватизации квартиры: пошаговое руководство
- Обратиться в МФЦ с заявлением и подготовленным пакетом документов.
- Дождаться решения уполномоченного органа.
- В случае положительного решения, подготовить документы для обращения в Росреестр и зарегистрировать переход права собственности.
- В случае отрицательного решения, изучить причину отказа и предпринять шаги по устранению этой причины.
Если возникли сложности с приватизацией, хорошим решением станет обращение к юристу по жилищным вопросам за консультацией: https://xn--80aafbhjh2a3agdazz9k.xn--p1ai/praktiki/zhilishchnoe-pravo/.