Развитие сельских школ - миф или реальность?

О тенденциях развития российских школ на местах

В Совете Федерации состоялись парламентские слушания "О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации". В мероприятии приняли участие более 130 учителей, руководителей органов государственной власти из 51 субъекта Российской Федерации. Заседание прошло под председательством председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаиды Драгункиной.

 

Со вступительным словом к участникам слушаний обратился первый заместитель Председателя Совета Федерации Николай Федоров. "Более трети российских школьников учится в сельских школах. Поэтому для Совета Федерации, наших профильных комитетов вопросы развития образования на селе являются одними из приоритетных", – заявил Николай Васильевич.

Он отметил, что при подготовке к слушаниям были еще раз внимательно изучены документы Третьего Всероссийского съезда учителей сельских школ "Учитель сельской школы в векторе развития России", который проходил в сентябре 2016 года в Чебоксарах. "В итоговой резолюции подчеркивалось, что в центре общественной жизни села находится учитель. Его статус, роль и социальное самочувствие – в числе основополагающих ресурсов развития страны", – подчеркнул сенатор.

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина обратила внимание на то, что сельская школа — не только центр образования, но и культурной, спортивной, патриотической жизни села, центр общения. "Нет школы – нет села, потому что некому будет в нем жить и работать. Поэтому вопросы всесторонней поддержки и развития села неразрывны с вопросами поддержки сельской школы",— сказала парламентарий.

Тему продолжил Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил ?етинин, затронув в своем выступлении вопросы финансирования труда сельских учителей, строительства и капитального ремонта школ на селе.

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Синюгина рассказала о деятельности Министерства по вопросам поддержки и развития сельских школ, включая малокомплектные. Она подробно остановилась на вопросах кадровой, технической, транспортной оснащенности сельских школ, формирования в них информационной образовательной среды, повышения престижа и роли сельского учителя, дополнительных возможностей поддержки талантливых учеников.

Учитель Аликовской средней общеобразовательной школы Эдикт Волков проинформировал о проделанной работе по итогам III Всероссийского съезда учителей сельских школ "Учитель сельской школы в векторе развития России", состоявшегося в сентябре 2016 года в Чебоксарах.

В своем докладе Эдикт Константинович отразил основные моменты в работе сельских школ Чувашии. Он рассказал, что в 2017/2018 учебном году в Чувашии в сельской местности работают 332 школы, в которых обучаются более 50 тысяч человек. Подвоз 11 тыс. школьников из 1 118 населенных пунктов осуществляют более 300 автобусов. В 2017 году в школы республики поступили 35 новых автобусов на общую сумму 72,8 млн рублей.

В 2017 году отремонтировано 20 спортзалов сельских школ, в 24 сельских школах отремонтированы или пристроены к зданиям школ отапливаемые санитарно-технические помещения. Всего на эти цели было направлено 45 млн рублей.

В целях привлечения современных высококвалифицированных кадров для развития сельской экономики в каждом муниципалитете республики открыты агроклассы.

Учеников 85 сельских школ планируется задействовать в апробации проекта по дистанционному обучению физике "Наука в школу". Всего из республиканского бюджета на оснащение базовых школ специальным лабораторным оборудованием направлено более 42 млн рублей.

Особое внимание Эдикт Волков уделил деятельности Российского движения школьников в сельской местности. В данный момент опорные ресурсные центры РДШ работают в 16 муниципальных образованиях Чувашии, всего в республике отделения РДШ действуют в 73 школах.

По итогам парламентских слушаний приняты рекомендации. В частности, Совету Федерации совместно с Государственной Думой предложено продолжить работу по принятию проекта федерального закона о трудовом воспитании. Правительству Российской Федерации, среди прочего, — рассмотреть возможность дополнительного финансового обеспечения поддержки малокомплектных образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, а также оказывать субъектам Российской Федерации содействие в создании сети образовательных центров выявления и поддержки талантливых и одаренных детей.

 

Комментарии