Советский Союз в 50-е - 80-е годы - история России кратко

Советский Союз в 50-е - 80-е годы

Советский Союз в 50-е - 80-е годы

Смерть И.В.Сталина стала рубежным этапом в развитии нашей страны. Тоталитарная система, созданная в 30-х годах, которая характеризовалась чертами государственно-административного социализма с господством партийно-государственной номенклатуры во всех его звеньях, к началу 50-х годов уже себя исчерпала. Требовалось ее радикальное изменение. Процесс десталинизации, начатый в 1953 г., развивался очень сложно и противоречиво. В конце концов он привел к приходу к власти Н.С.Хрущева, ставшего в сентябре 1953 г. фактическим главой страны. Его стремление к отказу от прежних репрессивных методов руководства завоевало симпатии многих честных коммунистов и большинства советского народа. На XX съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 г., острой критике подверглась политика сталинизма. Доклад Хрущева делегатам съезда, позже, в более мягких выражениях, опубликованный в прессе, вскрыл те извращения идеалов социализма, которые допустил Сталин за почти тридцать лет своего диктаторского правления.
Процесс десталинизации советского общества был весьма непоследователен. Он не затрагивал сущностных аспектов становления и разви-
тия тоталитарного режима в нашей стране. Сам Н.С.Хрущев являлся типичным продуктом этого режима, лишь осознавшим потенциальную неспособность прежнего руководства сохранить его в неизменной форме. Его попытки демократизации страны были обречены на неуспех, так как в любом случае реальная деятельность по осуществлению изменений как политической, так и экономической линии СССР ложилась на плечи прежнего государственного и партийного аппарата, не желавшего каких-либо радикальных перемен.
При этом, однако, многие жертвы сталинских репрессий были реабилитированы, некоторые народы страны, репрессированные режимом Сталина, получили возможность вернуться на прежние места проживания. Была восстановлена их автономия. Наиболее одиозные представители карательных органов страны были устранены от власти. В отчетном докладе Н.С.Хрущева XX съезду партии подтверждался прежний политический курс страны, направленный на поиски возможностей мирного сосуществования стран с различным политическим устройством, на разрядку международной напряженности. Характерно, что в нем уже были признаны различные пути построения социалистического общества.
Факт публичного осуждения сталинского произвола оказал огромное влияние на жизнь всего советского народа. Перемены в жизни страны привели к расшатыванию системы государственного, казарменного социализма, построенной в СССР. Тотальный контроль властей над всеми областями жизни населения Советского Союза уходил в прошлое. Именно эти, уже неконтролируемые властями изменения прежней политической системы общества вызывали у них стремление усилить авторитет партии. В 1959 г. на XXI съезде КПСС всему советскому народу было заявлено, что социализм одержал в СССР полную и окончательную победу. Констатация того, что наша страна вступила в период «развернутого строительства коммунистического общества», было подтверждено принятием новой программы КПСС, в которой детально излагались задачи построения основ коммунизма в Советском Союзе уже к началу 80-х годов нашего столетия.
 
Крах хрущевского руководства. Возвращение к системе тоталитарного социализма
 
Н.С.Хрущев, как любой реформатор сложившейся в СССР социально-политической системы, был весьма уязвим. Ему приходилось изменять ее, опираясь на ее же собственные ресурсы. Поэтому многочисленные, не всегда продуманные реформаторские начинания этого типичного представителя административно-командной системы не могли в значительной степени не только ее изменить, но даже и расшатать. Все его попытки «очистить социализм» от последствий сталинизма оказались неуспешными. Обеспечив возвращение власти к партийным структурам, вернув партийно-государственной номенклатуре ее значимость и избавив ее от потенциальных репрессий, Н.С.Хрущев выполнил свою историческую миссию.
Обострившиеся продовольственные трудности начала 60-х годов если не превратили все население страны в недовольных действиями ранее энергичного реформатора, то по крайней мере определили безразличие к его дальнейшей судьбе. Поэтому смещение Хрущева в октябре 1964 г. с поста руководителя страны силами высших представителей советской партийно-государственной номенклатуры прошло вполне спокойно и без эксцессов.

Нарастание трудностей социально-экономического развития страны

В конце 60-х — в 70-е годы происходит постепенное сползание экономики СССР к застою практически всех ее отраслей. Было очевидно неуклонное снижение основных экономических ее показателей. Особенно неблагоприятным выглядело экономическое развитие СССР на фоне мировой экономики, которая в это время значительно прогрессировала. Советская экономика по-прежнему осуществляла воспроизводство своих индустриальных структур с упором на традиционные отрасли, в частности на экспорт топливно-энергетических ре-
сурсов. Это безусловно наносило значительный ущерб развитию наукоемких технологий и сложной техники, доля которых значительно сократилась.
Экстенсивный характер развития советской экономики значительно ограничивал решение задач социального характера, связанных с концентрацией средств в тяжелой промышленности и военно-промышленном комплексе, социальная сфера жизни населения нашей страны в период застоя оказалась вне поля зрения правительства. Страна постепенно погружалась в тяжелый кризис, и все попытки избежать его успеха не имели.
 
Попытка ускорения социально-экономического развития страны
 
Уже к концу 70-х годов для части советского руководства и миллионов советских граждан стала очевидной невозможность сохранения без изменений существовавших в стране порядков. Последние годы правления Л.И.Брежнева, пришедшего к власти после смещения Н.С.Хрущева, проходили на фоне кризиса экономической и социальной сфер в стране, роста апатии и безразличия народа, деформированной морали власть предержащих. Явственно ощущались симптомы загнивания во всех областях жизни. Некоторые попытки поисков выхода из сложившегося положения были предприняты новым руководителем страны — Ю.В.Андроповым. Хотя он и являлся типичным представителем и искренним сторонником прежней системы, тем не менее некоторыми его решениями и действиями уже были поколеблены ранее непререкаемые идеологические догматы, не позволявшие его предшественникам осуществить хотя и теоретически оправданные, но практически проваленные реформаторские попытки.
Новое руководство страны, полагаясь в основном на жесткие административные меры, попыталось сделать ставку на наведение порядка и дисциплины в стране, на искоренение коррупции, поразившей к этому времени все уровни власти. Это дало временный успех — несколько улучшились экономические показатели развития страны. Из состава руководства партии и правительства были выведены некоторые наиболее одиозные функционеры, против многих руководителей, занимавших высокие посты, были заведены уголовные дела.
Смена политического руководства после смерти Ю.В.Андропова в 1984 г. показала, насколько велика власть номенклатуры. Новый генеральный секретарь ЦК КПСС, смертельно больной К.У.Черненко, как бы олицетворял собой ту систему, которую пытался реформировать его предшественник. Страна по-прежнему развивалась как бы по инерции, народ безразлично наблюдал за попытками Черненко вернуть СССР к брежневским порядкам. Были свернуты многочисленные начинания Андропова по оживлению экономики, обновлению и чистке руководящих кадров.
В марте 1985 г. к руководству страны пришел М.С.Горбачев, представитель относительно молодого и амбициозного крыла партийного руководства страны. По его инициативе в апреле 1985 г. был провозглашен новый стратегический курс развития страны, ориентированный на ускорение ее социально-экономического развития на основе научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора». Его реализация на первых порах смогла несколько улучшить экономические показатели развития СССР.
В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд советских коммунистов, число которых к этому времени составило 19 млн. человек. На съезде, проходившем в традиционной парадной обстановке, была принята новая редакция программы партии, из которой были удалены несбывшиеся задания по построению основ коммунистического общества в СССР к 1980 г. Вместо этого провозглашался курс на «совершенствование» социализма, определялись вопросы демократизации советского общества, системы выборов, намечались планы решения жилищной проблемы к 2000 году. Именно на этом съезде был выдвинут курс на перестройку всех сторон жизни советского общества, однако конкретные механизмы его реализации пока еще не были выработаны, и она воспринималась как обычный идеологический лозунг.

Крах перестройки. Распад СССР

Курс на перестройку, провозглашенный горбачевским руководством, сопровождался лозунгами ускорения экономического развития страны и гласности, свободы слова в области общественной жизни населения СССР. Экономическая свобода деятельности предприятий, расширение их самостоятельности и возрождение частного сектора обернулись для большинства населения страны ростом цен, дефицитом основных товаров и падением уровня жизни. Политика гласности, на первых порах воспринимавшаяся как здравая критика всех негативных явлений советского общества, привела к неуправляемому процессу очернения всего прошлого страны, возникновению новых идеологических и политических течений и партий, альтернативных курсу КПСС.
Вместе с этим Советский Союз радикально меняет свою внешнюю политику — теперь она была направлена на смягчение напряженности между Западом и Востоком, урегулирование региональных войн и конфликтов, расширение экономических и политических связей со всеми государствами. Советский Союз прекратил войну в Афганистане, улучшил отношения с Китаем, США, содействовал объединению Германии и т.д.
Разложение административно-командной системы, порожденное перестроечными процессами в СССР, упразднение прежних рычагов управления страной и ее экономикой значительно ухудшило жизнь советских людей и радикальным образом повлияло на дальнейшее ухудшение экономического положения. В союзных республиках нарастали центробежные тенденции. Москва уже не могла жестко контролировать ситуацию в стране. Рыночные реформы, провозглашенные в ряде решений руководства страной, не могли быть поняты простыми людьми, так как они еще больше ухудшали и без того низкий уровень благосостояния народа. Усилилась инфляция, росли цены на «черном рынке», не хватало товаров и продуктов. Частыми явлениями стали забастовки трудящихся, межнациональные конфликты. В этих условиях представители прежней партийно-государственной номенклатуры предприняли попытку государственного переворота — смещения Горбачева с поста президента разваливавшегося Советского Союза. Провал путча августа 1991 года показал невозможность реанимирования прежней политической системы. Сам факт попытки государственного переворота стал результатом непоследовательной и непродуманной политики Горбачева, ведущей страну к краху. В дни, последовавшие за путчем, многие бывшие союзные республики заявили о своей полной независимости, а три прибалтийские республики добились и ее признания со стороны СССР. Деятельность КПСС была приостановлена. Горбачев, потерявший все рычаги управления страной и авторитет партийного и государственного лидера, оставил пост президента СССР.

Россия на переломе

Распад Советского Союза привел к тому, что в декабре 1991 года американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне». Российская Федерация, ставшая правопреемницей бывшего СССР, унаследовала все трудности в экономике, социальной жизни и политических взаимоотношениях бывшей мировой державы. Президент России Б.Н.Ельцин, с трудом лавирующий между различными политическими течениями и партиями страны, сделал ставку на группу реформаторов, взявших жесткий курс на проведение рыночных реформ в стране. Практика непродуманной приватизации государственной собственности, обращение за финансовой помощью к международным организациям и крупным державам Запада и Востока значительно ухудшили общую ситуацию в стране. Невыплаты заработной платы, криминальные столкновения на государственном уровне, неконтролируемый дележ государственной собственности, падение жизненного уровня народа с образованием весьма малочисленного слоя сверхбогатых граждан — таков результат политики нынешнего руководства страной. Россию ждут большие испытания. Но вся история русского народа показывает, что его творческие силы и интеллектуальный потенциал в любом случае преодолеют современные трудности.
 
Комментарии