Советы по организации работы склада с нуля
Предоставление складских услуг — востребованный и прибыльный бизнес. А потому если в вашем распоряжении имеется неиспользуемый участок земли в удобном месте или вы можете арендовать готовое подходящее помещение, то (при условии личной заинтересованности) открытие склада станет прекрасной возможностью для реализации вашего потенциала предпринимателя.
Как начинать
Для начала следует выбрать направление деятельности будущего складского хозяйства. Дело в том, что эта сфера деятельности весьма многогранна, а потому от правильного выбора во многом зависит успех всего предприятия. Желательно также хорошо представлять себе масштабность предприятия — хотя бы на первое время. Здесь нужно запланировать предполагаемый грузооборот и объёмы инвестиций. Было бы неплохо изучить опыт успешных хозяйств — при согласии их собственников и менеджеров.
Этот этап можно считать подготовительным. Как показывает практика, он очень важен, поскольку даёт предпринимателю возможность здраво оценить свои возможности и перспективы.
Далее на начальном этапе стоит выполнить несколько важных действий:
- тщательно проработать проектную документацию по каждому из выбранных направлений деятельности;
- при необходимости построить помещение или выполнить ремонт имеющегося, приспособив его для поставленных целей;
- закупить все необходимое оборудование;
- получить от инстанций все необходимые для ввода здания в работу разрешения;
- найти, нанять и обучить (если это необходимо) персонал.
Важно понимать, что от наличия правильно подобранного оборудования зависит эффективность и комфорт в работе складского хозяйства. Для любого склада, без различия направления работы, потребуются:
- средства размещения и хранения товаров — стеллажи, ящики, поддоны и прочее;
- грузоподъёмная и погрузочная техника — тележки, подъёмники, штабелёры, тельферы;
- современные средства учета — компьютерное оборудование, сканеры штрих-кодов, терминалы;
- разнообразная мебель.
Сразу же, еще до открытия склада, нужно закупить стеллажи и другие средства размещения, несколько единиц техники для погрузки и транспортировки товаров. По мере развития хозяйства ассортимент средств для работы будет неизбежно пополняться.
Особенности организации рабочего процесса
Определив одно или несколько направлений в работе хозяйства, установив необходимое оборудование, наняв персонал и урегулировав отношения с властями, можно начать работу. Для этого потребуется правильно организовать рабочий процесс — без этого вряд ли можно серьёзно рассчитывать на успех. В организацию рабочего процесса входят следующие действия:
- составление должностных инструкций для персонала;
- определение и выбор наиболее подходящей для конкретных условий системы управления;
- организация документооборота;
- разработка системы поощрений;
- формирование принципов и правил отчетности.
Все эти действия можно выполнить самостоятельно (при наличии соответствующих знаний и опыта). Однако лучше поручить это важное дело толковым специалистам.
Необыкновенно важно для успеха в работе склада любого типа нанять грамотный, квалифицированный персонал. Только при его наличии возможно достижение поставленных целей в запланированные сроки. Необходимо также четко разграничить полномочия сотрудников и области их деятельности, составить и довести до сведения каждого сотрудника должностные инструкции.
Если это потребуется, было бы неплохо обучить сотрудников, не имеющих должной квалификации. Обучение персонала требует дополнительных затрат, но они быстро окупаются, поскольку грамотные сотрудники будут выполнять свои обязанности безупречно.
Методика управления складом: особенности выбора
Адресная система хранения чрезвычайно востребована во многих складских хозяйствах. Особо актуальна эта система на тех складах, где на временное хранение принимается много товаров в большом ассортименте. При этом каждый товар на таком складе храниться на стеллажах в отдельных ячейках, имеющих уникальный идентификатор. Особенно часто адресная система используется автоматизированных комплексах. Контроль перемещения товаров внутри склада существенно облегчается, становится легче ориентироваться в обилии ассортимента хранящихся на складе товаров. Чем выше уровень автоматизации на предприятии, тем больше увеличивается эффективность работы и скорость исполнения всех рабочих процессов.
При наличии в хозяйств нескольких зданий адресная система позволит наиболее эффективно контролировать использование полезной площади. В случае необходимости товары просто перемещаются в другое помещение, и простои площади при перегрузке в другом здании исключаются.
Особенности документооборота
При работе склада важно точно и своевременно вести документацию. Бумажный учет уже давно ушел в прошлое — сегодня всю документацию принято вести в программе «1С Складской учет». В этот программный комплекс интегрированы все необходимые для работы элементы, включая образцы договоров и прайс-листы.
Организация складского бизнеса — процесс сложный и многогранный. Для его осуществления потребуется привлечь грамотных специалистов. Браться за дело без поддержки не стоит.