На одном из последних совещаний в Федеральной службе по труду и занятости были подняты вопросы, связанные с профилактикой нарушений в сфере труда, а также обеспечением безопасности работы персонала на производственных предприятиях, о необходимости внедрения новых форм и средства индивидуальной защиты. Для специалистов, работающих на трудоемких предприятиях либо в организациях закрытых территориальных образований (ЗАТО) средства индивидуальной защиты обозначаются простой аббревиатурой СИЗ. Сотрудники таких компаний чаще других подвержены интоксикации организма со стороны окружающей среды и инструментов, которые применяются на производстве.
ГОСТ 12.4.011-89 классифицирует средства индивидуальной защиты на несколько важных составляющих: специально сшитая защитная одежда, приспособления для защиты рук и ног, глаз и лица (к примеру, маска сварщика или очки защитные), каски и шлемы для защиты головы, противогазы с целью защиты органов дыхания, предохраняющие от вредных веществ и испарений костюмы, наушники для защиты слуха, устройства для предупреждения и защиты от падения с высоты объекта, специальные пальто для защиты кожных покровов и т.д.
Вместе с тем, зарубежные эксперты считают, что лучше обезопасить само производство, нежели постоянно вкладывать средства в СИЗ. По их мнению, средства индивидуальной защиты несут второстепенную роль и должны использоваться, когда эффективное управление безопасностью предприятием уже невозможно.
В Российской Федерации, наоборот, работодателей стимулируют использовать средства индивидуальной защиты в любых случаях, так как федеральный закон 426-ФЗ регламентирует, в первую очередь, приобретать и использовать СИЗ, а не улучшать условия, в которых работают люди. ФСС (Фонд Социального Страхования), говориться в законе, обязан компенсировать работодателю денежные средства на покупку средств индивидуальной защиты.
Именно поэтому, Роструд внес в свое время предложение в Государственную думу ФС РФ о скорейшем одобрении Закона 426-ФЗ. Ведь, в компетенцию Федеральной службы по труду и занятости входит одновременное взаимодействие как с законодательными органами власти, так и с бизнес-структурами, задействующими наемный труд.
В любом случае большая политика не всегда соответствует запросам и пожеланиям рядовых граждан, работающих на опасных объектах или «вредных предприятиях». Поэтому, проведенный независимыми СМИ региональный мониторинг гласит о том, что зачастую люди сами покупают себе защитные средства для трудоустройства на среднебезопасных предприятиях. Как говорится: спасение утопающих – дело рук самих утопающих…
Михаил Гладков