Внимание, концентрация — одни из множества когнитивных способностей, которые необходимо развивать с раннего возраста. Для малышей невнимательность — это норма, но если не тренировать внимание, уже в начальной школе кроху ждут большие трудности с учебой. Невнимательный ребенок не поддается обучению, несмотря на феноменальную способность к запоминанию и огромный умственный потенциал.
Почему ребенок невнимательный? Основные виды «невнимания» у детей 5-11 лет
Невнимательность проявляется у детей по-разному. За каждым типом невнимательности скрывается своя причина. Невнимательный ученик пропускает на уроках важную информацию, а затем не может ее грамотно изложить. Любой звук отвлекает такого ученика от занятия. Он не может уловить смысл текста, когда читает. Не способен решить сложные задачи по математике, поскольку опять-таки не может уловить суть задания и сосредоточиться настолько, чтобы определить причинно-следственные связи.
В результате невнимательности школьник получает лишь поверхностные знания, редко доводит до конца начатые дела, имеет слабую успеваемость.
В списке причин детской невнимательности есть разные факторы, в том числе и ошибки в воспитании, развитии. Основные причины проблем с концентрацией внимания:
- слабость, связанная с продолжительной болезнью;
- гиперактивность, СДВГ;
- неблагоприятная моральная атмосфера внутри семьи;
- отсутствие условий для комфортного обучения дома (не организовано удобное пространство для занятий, много отвлекающих вещей — разговоры, телевизор);
- отсутствие интереса к учебе вообще или к изучению конкретного предмета;
- недостаточно развиты психические мыслительные функции мозга, ответственные за концентрацию;
- эмоциональные переживания из-за отношений с педагогом, с одноклассниками, по другим причинам.
Как сделать ребенка более внимательным?
Психологи даже взрослым предлагают бороться с невнимательностью, используя такие способы сосредоточиться:
- убрать все отвлекающие предметы, факторы;
- иногда полезно переключить внимание на что-то другое, чтобы потом с новыми силами приступить к заданию (дети даже любимые игрушки время от времени оставляют, но потом возвращаются к ним и играют с большим удовольствием);
- позаботиться о достаточном отдыхе;
- создать максимально комфортную, спокойную обстановку для продуктивной учебы.
Родители принимают активное участие в развитии ребенка. Каждый малыш нуждается в индивидуальном подходе, однако существуют общие правила взаимодействия взрослых с малышом.
Необходимо сначала заинтересовать ученика. Учеными США был проведен эксперимент. Дети и родители в непринужденной атмосфере, максимально похожей на домашнюю, вместе проводили время. Наблюдая за тем, как ведут себя в процессе игр маленькие и большие участники эксперимента, ученые выделили три основных типа взаимодействия:
- Родители выбирают игрушку и приступают к игре, не вникая, что нравится самому ребенку.
- Родители предоставляют малышу возможность самому выбрать игрушку. Только потом подключаются — объясняют ее значение, предлагают вместе играть.
- Родители вообще не участвуют в играх. Малыш играет один.
Дольше всего концентрировались на занятиях дети из второй группы. Это значит, что социальный фактор играет огромную роль в развитии детского внимания. Поэтому психологи предлагают родителям активно участвовать в детских играх, а для обучения, развития интеллекта, познавательных навыков обращаться к помощи развивающих курсов для детей.
Эффективные способы повышения внимательности у детей 5-11 лет
Первое правило эффективного обучения — это привлечь детское внимание, заинтересовать. Проще всего это сделать при помощи игровой деятельности. Дальше при выполнении конкретной задачи:
- четко объясняйте малышу задание;
- если задание сложное, необходимо разбить его на несколько подзадач и решать их последовательно;
- мотивировать ребенка теми преимуществами, которые он получит, когда полностью справится с задачей;
- проводить соревнования — конкуренция стимулирует детей к активным действиям, заставляет их лучше стараться.
Как научить ребенка сосредоточиться, знают и педагоги Школы ментальной арифметики Соробан® в России. Сама методика ментальной арифметики основана на регулярных тренировках ума с помощью счета на соробане. Эти тренировки эффективно развивают внимание, усидчивость, дисциплинируют, приучают к выполнению поставленных задач. Занятия ментальной арифметики захватывают, увлекают, помогают ученикам стать уверенными, способными, коммуникабельными.