Сценарий праздника «Масленица»
(развлечение для детей - вторая младшая группа)
Цель: приобщить детей к русским традициям, к родной культуре;
Задачи: - познакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями;
-воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, развивать чувство гостеприимства;
-познакомить с русскими народными играми, учить в них играть, соблюдая правила, используя заклички;
Предварительная работа:
- Знакомство с русским народным фольклором (пословицы, скороговорки, потешки, заклички);
- Просмотр мультипликационного фильма «Масленица»
- Изготовление сувениров (блинчики);
Оборудование: обруч с лентами (карусель), магнитофон, СД диск с музыкальными произведениями (русские народные песни), кукла «Масленица», для игры - 1 поднос, стол, 2 тарелочки, 2 сковородки, блинчики маленькие и большие (картонные); для сувениров – детали для аппликации: желтые круги, полоски для лучиков, глазки, клей, салфетки;
Ход праздника:
Вед: Сегодня, ребята, мы собрались с вами для того, чтобы отметить народный праздник – Масленицу. Этому празднику уже много-много лет. И праздновали его всегда очень весело: песни пели, хороводы водили, играли, плясали. А давайте и мы с вами встретим Масленицу так, как это делали наши прапрабабушки и прапрадедушки!
Масленица пришла, веселье принесла,
Гору блинов, кучу пирогов,
Ешь, объедайся,
Только не сдавайся!
Кто не знает, сообщаем!
Сегодня Масленицу мы встречаем!
Зиму провожаем, Весну закликаем!
А чтобы праздник встретить, что нам нужно?
(Дети отвечают: - Хороводы водить, веселиться, радоваться
- Сегодня мы будем зиму гнать со двора и звать весну.
Вед: – На Масленицу люди всегда веселились, ходили, друг к другу в гости, готовили много угощений. Но главный у Масленицы герой, один:
Круглый и вкусный?. А зовут его… (Блин)
- А с чем можно кушать блины? С какой начинкой бывают блины?
(Дети – со сметаной, вареньем, со сгущенкой, с медом, с маслом; с мясом, творогом, картошкой, грибами, с икрой)
Вед: - Ребята, может, мы вместе блины испечём, поможете мне тесто замести?
Дети: -Да!
Вед: - Блины печь-дело сложное!
Упражнение на координацию речи с движениями
Сначала разбиваем яички — Чик-чок, чик-чок, чик-чок!
Наливаем молоко -Буль,буль,буль!
Сыпем ложками сахар — Раз, два, три! Раз, два, три!
Льём подсолнечное масло – (низким голосом) -Буль,буль,буль!
Сыпем муку — Шшшшшшшш,
Солим, мешаем, пробуем - (мешаем правой рукой, мешаем левой рукой)
- Ну, вот блины наши уже и жарятся!
Вед: – Сейчас мы поиграем в игру с блинами!
Игра: «Кто перенесет больше блинов с подноса на свою тарелку»
(2-3 человека, 1 поднос с блинами – на столике, 2 пустые тарелки на другом столе) Блины бутафорские. (Переносить по одному)
Сюрпризный момент
Вед: Вот сколько напекли, пора и Масленицу звать!
Знаете, кто такая Масленица? Это такая большая кукла из тряпок.
Давайте звать Масленицу!
(Дети кричат- «Мас-ле-ни-ца!»)
– Здравствуй, Масленица! Мы ждали тебя! Давай-ка мы тебя рассмотрим хорошенько! Что одето на Масленице (ответы детей)
Вед: – Ой, смотрите, ребята – у Масленицы что-то в руке есть?
Масленица принесла нам загадки! (берет лист с загадками из рук Масленицы, читает загадки)
Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег.
Ешь да пей,
Да гостям налей.
И коту не пожалей. (Молоко.)
Лоснятся у него бока,
Он сотворен из молока,
В нем бывает много дыр,
Все мы очень любим (Сыр.)
Белая бочка,
Нет на ней ни сучочка.
Может разбиться,
А может свариться. (Яйцо.)
Захотели мы поесть,
Напечем их горок шесть,
Наедимся, как слоны.
Очень любим мы (Блины.)
Слушаем русскую народную песню «Блины»
Пока Масленица у нас гостит – на дворе зима. А как Масленицу проводим – так весна и начнется!
Вед. Ребята, что является символом Масленицы?
-Правильно! Непременный атрибут масленицы – блины: круглые, румяные, горячие, они являют собой символ солнца, которое все ярче разгорается, удлиняя дни. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.
- Ребята, вы все любите есть блинчики? Дети: Да!
Вед: Сейчас мы будем их есть, но только понарошку.
Игра «Успей съесть блинчик»
Резиновые коврики – кружочки (блинчики, диаметром 20 см). Раскладываем
«блинчики» по кругу. Дети ходят снаружи по кругу. По сигналу нужно встать на свободный «блинчик», кто не успел, тот блинчик не съел.
Вед: Правильно говорят: «Как зима не злится, а весне покорится». Потому что с каждым днем солнышко будет светить больше, под его теплыми лучами снег будет быстро таять и скоро на деревьях появятся почки, все звонче с каждым днем будут слышны голоса птиц.
- А теперь в круг большой вставайте, ленты разбирайте, веселой каруселью, праздник завершайте!
Игра «Карусель» (с ускорением)
- под музыку дети, держась за ленты обруча
«Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра»
Вед: А сейчас мы с вами сделаем сувенирчики для родных и друзей (дети проходят за столы и делают из бумаги блинчики)
Итог: Ну что, ребята,
Все на Масленице побывали,
Как праздновать ее узнали?
Масленица, прощай!
На тот год приезжай!