Конспект занятия по самообслуживанию в младшей группе
Цель:
Формирование навыков cамообслуживания.
Задачи:
Закреплять знания детей о названиях и назначениях предметов личной гигиены. Активизировать речь, пополнить словарный запас.
Закреплять знания детей о последовательности действий при умывании, используя алгоритм и художественное слово.
Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие.
Воспитывать желание быть чистыми, аккуратными и красивыми.
Ход занятия.
Дети вместе с воспитателем заходят в группу.
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Вам мы рады как всегда,
Гости здесь у нас с утра
Поздоровайтесь, друзья! (дети здороваются с присутствующими)
Посмотрите, солнышко проснулось. Хочет поздороваться с нами, делайте как я.
Упражнение “Доброе утро”.
Доброе утро, глазки, вы проснулись?
Доброе утро, ушки, вы проснулись?
Доброе утро, ручки, вы проснулись?
Доброе утро , ножки, вы проснулись?
Доброе утро, солнышко, я проснулся!
Вот какие молодцы!
А сейчас садитесь тихо на стульчики. Я приготовила для вас чудесное стихотворение, в котором говорится о том, что утром все умываются .
(Звучит отрывок из стихотворения К. И. Чуковского” Мойдодыр” с демонстрацией отрывка из мультфильма).
Рано утром, на рассвете, умываются мышата,
И котята, и утята, и жучки и паучки.
Только ты не умывался, и грязнулею остался,
И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.
Сюрпризный момент:
Ребята, посмотрите на этого мальчика, его зовут Антошка, он один не умывался и грязнулею остался.
Вы знаете почему? (нет)
Тогда давайте позовём его к нам и спросим.
(Воспитатель выносит куклу мальчика Антошку с испачканным лицом и ладошками).
Воспитатель обращается к Антошке:
-Антошка, скажи, почему ты такой грязный? Ты ,наверное, не умеешь умываться?
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, а вы умеете умываться? (ответы детей). Давайте Антошку тоже научим.
А что нужно для того, чтобы научиться умываться? Мы сейчас узнаем.
Наш знакомый Мойдодыр прислал посылку, а что в ней мы сейчас посмотрим!
(Дети подходят к столу, где стоит картинка с изображение Мойдодыра и мешочек с мылом и полотенцем внутри).
Дидактическая игра ”Чудесный мешочек ”
( Дети достают по очереди мыло и полотенце, обследуют их на ощупь, запах, рассматривают).
Вопросы детям: ( Что это? Какой он? Для чего нужен? Зачем? )
Воспитатель обращается к кукле:
- Вот, Антоша, какие предметы помогают нам быть чистыми, и сейчас мы научим тебя ими пользоваться.
Дети, а где мы всегда умываемся? ( в умывальной комнате).
Перед тем как мы пойдём в нашу умывальную комнату, немного отдохнём.
Динамическая пауза: (дети становятся в круг)
Жарче дырчатая тучка (сжать и разжать кулачки)
Поливай водичкой ручки (потирают ладошки)
Плечики и локоточки
Пяточки и ноготочки
Мой затылочек, височки
Подбородочек и щёчки.
Молодцы!
Ребята, давайте возьмём наше мыло и полотенце, и пойдём учить мальчика умываться
в нашу умывальную комнату.
(Воспитатель подводит детей к тазику, рядом стоит лейка с водой и мольберт, на который прикреплены карточки с алгоритмом умывания).
Практическая часть:
Один ребёнок показывает последовательность действий при умывании, пользуясь алгоритмом, остальные дети смотрят и проговаривают потешки, которые используются при умывании. Воспитатель параллельно с ребёнком умывает куклу.
1. Ребята, прежде чем начать мыть руки, что нужно сделать? (закатать рукава)
Воспитатель:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Таня, покажи как это нужно делать.
Ребёнок показывает , как нужно закатывать рукава. (Воспитатель делает то же кукле)
2. Открываем воду
(Воспитатель вместе с детьми)
Знаем, знаем, да, да, да
Где тут прячется вода.
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
3. Сначала руки намочим водой, затем берём мыло и намыливаем ладошки, потрём одну ладошку о другую.
(Воспитатель вместе с детьми)
4. Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки
Будут у Антошки
Теперь намыленные ладошки смываем водой.
А у Антошки ещё и лицо грязное, давайте вспомним потешку о том, зачем нужно лицо водичкой умывать, а Таня вымоет Антошке лицо.
(Воспитатель вместе с детьми)
Водичка, водичка.
Умой моё личико.
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
Вот мы и умылись. Что, Таня, теперь нужно сделать? (отжать ладошки над раковиной, закрыть воду в кране и вытереть руки и лицо полотенцем, опустить рукава).
Ребёнок показывает, как это нужно делать.
Воспитатель подносит зеркало к Антошке:
-Теперь ты, Антоша, чистый и смело можешь отправляться к себе домой. Только обещай нашим ребятам, что будешь умываться каждый день. А чтобы ты не забыл как это нужно делать , мы напомним тебе ещё раз “Что сначала, а что потом” (Дети повторяют алгоритм умывания, используя карточки на мольберте).
Воспитатель говорит детям о том, что Мойдодыр внимательно смотрел за ними и сочинил для них весёлую песенку, которую они сейчас услышат.
(Включается отрывок из мультфильма “Мойдодыр” песенка “Да здравствует мыло душистое... “)
Итог: Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам!