Около 9 тысяч дошкольных образовательных учреждений из 57 регионов страны приняли добровольное участие в исследовании «Детские сады России-2017».
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО разработал методику исследования и включил в него три направления. Основное внимание было уделено психолого-педагогическим условиям, обеспечению безопасности детей и созданию образовательной предметно-пространственной среды, а также кадровой политике в ДОУ и дополнительным услугам для детей.
Специалисты института оценивали санитарно-гигиеническое состояние дошкольных учреждений, их обеспеченность специальным оборудованием и электронными средствами, наличие компьютеров и интернета. Их интересовали стаж и профессиональный уровень сотрудников ДОУ, процент педагогов-специалистов спортивного, творческого, музыкального и других направлений.
В течение последних пяти лет большинство детских садов стабильно показывает удовлетворительную оценку по результатам таких исследований. В то же время была выявлена нехватка педагогов-психологов – меньше половины дошкольных учреждений имеют в штате таких специалистов.
Зато число педагогов с высшим образованием выросло до 92,3 % от общего числа работников учреждений, принявших участие в исследовании. Большая часть сотрудников ДОУ в 2107 году прошла курсы повышения квалификации, что тоже является положительным моментом.
А вот дополнительных услуг в российских детских садах предоставляется недостаточно. Всего 13 с небольшим процентов дошкольных учреждений организовали группы кратковременного пребывания, лишь одна треть садов имеет архитектурно-планировочные решения для эффективного предоставления услуг детям с ограниченными возможностями здоровья.
В числе плюсов, по результатам исследования, – наличие у большинства учреждений обустроенных площадок для прогулок на свежем воздухе, активное использование компьютерных и электронных средств. В большей части ДОУ работают медсестры, что также повышает качество услуг.
В ходе исследования были выявлены лучшие регионы – это Ставропольский, Красноярский края, Санкт-Петербург, Ленинградская область. Однако необходимо учитывать, что участие в исследовании было добровольным и не все регионы предоставили свою информацию для изучения. Полученные данные невозможно использовать для составления объективного рейтинга, однако они позволяют получить общее представление о состоянии сферы дошкольного образования в стране.