Дидактические игры для дошкольников - презентации

Презентация новых методик использования дидактических игр для дошкольников

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ


Постникова Е.П.,
воспитатель МБДОУ №34, г. Мурманск


В детском саду непрерывно проводится работа по использованию детьми общепринятых норм вежливого речевого общения. Педагоги учат детей в своей речи использовать больше добрых, «волшебных» слов, которые выражают нравственные черты человека: доброту, внимание, заботливое отношение друг к другу, уважительное отношение к взрослым. Данное направление работы является востребованным, так как ряд задач обозначенных в ФГОС ДО и стоящих перед педагогом направлены на:объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Доброта – величайшее человеческое достоинство. И взрослые должны помочь ребенку приобрести опыт вежливого общения.Моя работа по обучению детей речевому этикету представляет собой целостную систему. Ведь эпизодические напоминания детям о нравственных правилах и нормах не приносят желаемых результатов. В основе перспективного плана, разработанного мною, - использование игровых технологий. Излишнее морализирование и наставление не приносит убедительных плодов. Именно игра позволяет детям легко усвоить правила речевого этикета.


Моя система работы включает дидактические игры, викторины, чтение художественных произведений, заучивание стихов, ролевые игры, специально созданные жизненные ситуации, работу с родителями воспитанников.
Обращение друг к другу по имени – важное правило речевого этикета. Любому человеку нравится, когда к нему обращаются по имени. Поэтому и в детях, вначале воспитываем личностное уважение к имени каждого. В этом мне помогает серия игр «Тайна имени».


Играя в игру «Волшебный стул», мы с детьми отыскивали полные и ласковые имена сидящего на стуле. Например, полное имя Александр становится ласковым Сашенькой, Шурочкой, задорным Санькой, нейтральным Сашей, официальным Александром Игоревичем.
Для сюжетно-ролевой игры «Проверка документов на границе» дети самостоятельно изготавливали «паспорта», куда вписывали имя, отчество, фамилию. Проходили паспортный контроль, называя свои данные.
Дети поняли, что в зависимости от ситуации, возраста, отношений мы обращаемся к человеку по имени или по имени-отчеству, а иногда по фамилии.

Заинтересовавшись происхождением своих фамилий, а также в честь кого были названы, решали проблему с помощью родителей. Дети приносили семейные фотографии, рассказывали истории семьи. Родители выбирают имя своему ребенку, вкладывая в него свои надежды и пожелания. Дети узнали, что у каждого имени есть свое значение: Алексей – защитник, Виктор – победитель, Наталья – родная.


Вся эта работа вылилась в выставку «Мои корни» где дети и их родители представили свои генеалогические древа. Дети получили возможность узнать страницы семейной летописи, научились гордиться своими именами, именами и делами предков. Если человек хороший, помогающий людям, о нем говорят: «У него доброе имя!», если же хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи своего имени».


Готовившись к проведению викторины «Словарь добрых слов и выражений», я поняла, что не только дети, но и их родители используют лишь некоторые речевые формы, поэтому я составила памятку для родителей, какие речевые формы могут употребляться в случаях приветствия, прощания, извинения и т.д.

Использовали эти формы с детьми в игровых ситуациях «Добрые приветствия» и пришли к выводу: нельзя сказать «привет!» тому, кто старше по возрасту или малознакомым людям, при приветствии желательно смотреть человеку в глаза и улыбнуться. Игра «Здороваемся по-новому» вызвала большой интерес у детей возможностью приветствовать друг друга не только словесно, но и с помощью жестов, улыбок, рукопожатий. Например, находясь на большом расстоянии, мы не кричим, а взмахиваем рукой или делаем поклон головой. Дети узнали, что раньше мужчины в знак особого расположения целовали женщинам руку. Игра «Вежливый поезд» позволила всем детям потренироваться в практическом использовании добрых приветствий на разных станциях – «Приветная», «Поклонная», «Сними шляпу», «Прощальная» и другие.


Дети, как и обычные люди, уважают друг друга, если знают о другом что-то хорошее, интересное. Как помочь раскрыться каждому? Как узнать о чем люди думают, что знают? Здесь нам помогли игры серии «Будем знакомы». Игра «Пирамида любви» позволила каждому ребенку рассказать о том, что он любит, чем интересуется, что его заботит. Трудно было слушать друга, не перебивая, но правила игры помогли преодолеть трудности.


Познакомившись с понятием «Клятва рыцаря», дети решили сочинить для группы свой кодекс вежливости. Выбирали самые важные правила общения, подбирали самые «волшебные» слова для использования в обиходе. В результате получился интересный документ, принятый единогласно и используемый беспрекословно.
Иногда игровые атрибуты буквально творят чудеса. Так было с обычной оправой для очков в игре «Волшебные очки». Именно в волшебных очках дети сумели разглядеть и озвучить все лучшие качества друг друга, сказать самые изысканные комплименты.

Дети узнали, что комплименты подчеркивают лучшие качества человека, и говорить их надо искренне. Ну а малочисленные конфликты, все-таки возникающие в группе, мы решали с помощью уголка «Мирилки». Мы с детьми договорились, что два сердечка на стене – это олицетворение понятия «дружба». Поэтому сокровенные слова извинений в случае ссор и уверений в дальнейшей дружбе произносились именно там.


Обучая детей речевому этикету, мы обходились без нравоучений. Достаточно было прочитать яркие и запоминающиеся литературные произведения В. Осеевой, С. Маршака, Н. Носова, А. Барто, Г. Остера, дети сопереживали незадачливым героям этих произведений, обсуждали сложившиеся ситуации, предлагали свои варианты решения проблем, подбирали нужные «волшебные» слова, выручая героев книг.


В результате такой работы дошкольники в речи стали использовать больше добрых, «волшебных» слов, соблюдать правила этикета. Дети могут проанализировать различные ситуации, возникающие в детском саду и семье, найти ответ на вопрос, как построить отношения со сверстниками и взрослыми, увидеть и почувствовать настроение окружающих и товарищей. Данные знания дали возможность детям разобраться в сложном мире человеческих взаимоотношений, научили различать хорошие и дурные поступки, а также помогли выработать такие качества характера как отзывчивость, доброжелательность, сопереживание.

Комментарии