СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДОО В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Павлова Е.И.,
воспитатель МБДОУ №11,
г. Североморск Мурманской области
В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ Приказ №655ми от 23 ноября 2009г.) в каждом ДОУ должны осуществляться 4 образовательных направления, одно из которых – это социально-коммуникативное развитие детей.
Главная цель педагогической деятельности по социально-коммуникативному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.
Содержание работы в дошкольном учреждении по социально–коммуникативному развитию направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
– развитие игровой деятельности детей;
– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу (извлечение из ФГТ в структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования).
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Во время игры ребенок получает представления о себе, о сверстниках, об обществе в целом.
В ДОУ педагоги способствуют развитию разных видов игр: сюжетно-ролевые, игры с правилами, игры-драматизации, игры-фантазии, подвижные и спортивные игры, игры разных народов. Игра и игровые приемы используются в разных видах деятельности, в повседневной жизни и на занятиях. В младших и средних группах игра используется как основная форма организации и содержания занятий, т. к. в игре легче усваивается и закрепляется программный материал. В старших группах больше используются игры, развивающие психические процессы: память, мышление, внимание, речь, а также творческие способности ребенка.
Особое место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, во всех возрастных группах занимает сюжетно-ролевая игра. Данный вид игр расширяет кругозор детей, формирует представления об окружающей действительности, обучает и развивает творчество.
В ДОУ созданы условия для самостоятельной организации игр детьми. Ведется планомерная работа по обогащению сюжетов игр, насыщению их впечатлениями из личного опыта. Для этого используются различные методы: художественная литература, беседы и разговоры с детьми на разные темы, экскурсии, прогулки, наблюдения, использование музыкальных произведений, экспериментирование, наглядность.
Индивидуальный подход в организации игровой деятельности имеет важное значение в личностном развитии ребенка. Педагоги ДОУ, понимая это, организовывают игры с учетом личностных особенностей детей: застенчивых, гиперактивных, конфликтных. Также учитываются поло-ролевые особенности детей. Организовываются игры для мальчиков и девочек, а также совместные. В сюжетно-ролевых играх девочки выполняют роли мамы, хозяйки, мальчики - роли, связанные с мужественными профессиями. Задачи воспитания и развития детей младшего и среднего возраста:
1. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка.
2. Помогать детям открывать новые возможности игрового отражения мира.
3. Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте ребенок принимает участие в различных сюжетно ролевых и режиссерских играх. Цель воспитателя состоит в обогащении игрового опыта каждого ребенка.
Задачи воспитания и развития детей в старшей группе:
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и другие), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии — через сложение новых творческих сюжетов.
3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.
В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное — обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в
игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.
Задачи развития и воспитания детей
Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.
2. Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.
3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Паламарчук А.Н., Резухина С.А.,
воспитатели МБДОУ № 136, г. Мурманск
Министерство образования и науки РФ издало приказ от 17 октября 2013г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014г.
Педагогическим коллективом МБДОУ №136 проведена большая работа по разработке введения модели стандартов нового поколения на начальной ступени: разработан план мероприятий, план-график мероприятий в ДОУ по разработке модели введения ФГОС ДО.
Основная образовательная программа ДОУ разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение таких задач как:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение возможности для полноценного развития каждого ребенка, независимо от пола, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственных, эстетических качеств;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формировании познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
На наш взгляд, такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебнопознавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебнопознавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а также паузы для раздумывания); постоянное притяжение к этому объекту.
К среднему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Для развития познавательной активности детей дошкольного возраста на базе МБДОУ № 136 в средней группе был разработан проект «Животные севера», целью которого явилось изучение роли познавательной активности дошкольников, для овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой, становления мировидения ребенка, его личностного роста.
Формы работы: комплексные занятия, экскурсии, художественное творчество, чтение художественной литературы, физкультурное развлечение «Белый медвежонок».
Задачи проекта:
Развить познавательную активность детей, формируя целостную картину мира, расширять кругозор детей.
Формировать способность к самостоятельным действиям. Создать положительную эмоциональную атмосферу.
Обобщать знания детей о животных и птицах севера.
Воспитывать бережное отношение, к друзьям нашим меньшим, животным севера.
Участники проекта - дети средней группы.
Срок реализации - краткосрочный.
Работа по развитию познавательной активности ведется совместно со специалистами детского сада: музыкальным руководителем (разучивание песен), инструктором по физической культуре (спортивное развлечение «Белый медвежонок), учителем-логопедом (активизация звуков игра «Медведь рычит»).
Этапы реализации проекта:
1. Сбор информации: составление плана совместной деятельности с детьми.
2. Создание предметно–развивающей среды для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
3. Реализация проекта. Лепка « Пингвин на льдине». Коллективная аппликация « Олененок». Рисование « Тюлень». Экскурсия в Мурманский океанариум и Краеведческий музей.
4. Итог: выставки детских работ.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к развитию познавательной активности детей.
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Таким образом, используя познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности. Знакомство ребёнка с различными явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОО
Петрова Н.И.,
воспитатель МБДОУ № 85, г. Мурманск
Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы раздельно на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде.
Центр сенсорного развития, центр конструктивной деятельности, центр математического развития, центр «Мы познаем мир» используются в образовательной области – познание. С помощью этих центров происходит стимулирование и развитие познавательной активности, развитие системы элементарных математических, экологических, естественно-научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических навыков, развитие чувства прекрасного к природным объектам и явлениям через восприятие музыки, произведений художественно-литературного творчества.
В образовательной области – чтение художественной литературы применяется центр «Здравствуй, книжка». С помощью него формируются потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания; происходит развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала, а также интереса к художественной литературе.
Центр речевого развития и центр «Будем говорить правильно» стимулируют и развивают речевую активность детей и все компоненты речевой системы, а также умение манипулировать предметами, для развития мелкой и крупной моторики. Такие центры используются в образовательной области – коммуникация.
В центре физического развития дети учатся контролировать свои эмоции в движении, знакомятся с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности.
Формирование представлений о том, что полезно и о том, что вредно для здоровья; что безопасность зависит от соблюдения гигиенический правил, от умения предвидеть и избежать возможную опасность осуществляется в центре «ПДД», центре «Пожарная безопасность» и в центре сохранения здоровья ребенка. Такие центры используются в образовательной области – безопасность.
Через центр изобразительной деятельности в образовательной области – художественное творчество воспитываются эстетические чувства детей, формируются умения использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств.
Формирование легкости и ловкости исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков) осуществляется в центр музыкально-театрализованной деятельности (образовательная область – музыка).
Центр сюжетно-ролевых игр отвечает за обеспечение комфорта и эмоционального благополучия детей, развитие представлений о поступках людей. Такой центр находится в образовательной области – социализация.
Центр труда формирует трудовые навыки по уходу за растительным и животным миром, а также потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Образовательная среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения») деятельности.
Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка. Воспитатель, с одной стороны, является автором среды, с другой стороны ее компонентом. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом и т.д.. Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка.
Чтобы не отставать от времени педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию – одна из важных задач образования.
Любое полученное знание, информация имеет какую-либо ценность только при условии их применения. Поэтому итоги инновационной деятельности должны находить отражение в работе педагогов.