Тенденции развития дошкольного образования по субъектам РФ (по данным исследования детских садов из 57 регионов России)
Цель проведенного исследования заключалась в осуществлении сравнительного анализа качества дошкольного образования, предоставляемого дошкольными образовательными организациями в субъектах Российской Федерации. Всего в исследовании приняли участие 8970 дошкольных образовательных организаций из 57 регионов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что региональные выборки детских садов существенно отличались друг от друга по количеству входящих в них дошкольных образовательных организаций. Так, например, количественно самая большая выборка была представлена Московской областью, от которой в исследовании принимали участие 1905 детских садов. Понятно, что в этом случае полученные результаты отличались статистической надежностью и отражали реальное положение дел в дошкольном образовании данного региона. В тоже время, ряд регионов задействован в исследовании во многом формально, так как на участие в исследовании были делегированы лишь несколько детских садов. Так, например, Астраханская область, Кировская область, Республика Адыгея и Республика Калмыкия представлены в нашем исследовании всего лишь одним детским садом. Ряд регионов представлен двумя, тремя детскими садами. Очевидно, что итоговые оценки качества данных дошкольных образовательных организаций не могут отражать реальную картину дошкольного образования.
Несмотря на количественную разницу между региональными выборками, нельзя не отметить увеличение общего количества задействованных в исследовании детских садов и расширение списка регионов-участников, по сравнению с аналогичными исследованиями прошлых лет, проводимыми совместными усилиями Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и МИА «Россия сегодня».
Необходимо отметить, что методика проведения исследования претерпела определенную модификацию. Были внесены корректирующие изменения в критерии и соответствующие им индикаторы методики, что привело к более полному соответствию методики требованиям, заложенным в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Сама процедура оценки качества ничем принципиально не отличалась от аналогичных процедур прошлых лет и осуществлялась по хорошо зарекомендовавшему себя и отработанному алгоритму, в соответствии с которым, изначально была сформирована информационная база о детских садах принимающих участие в исследовании. Данная информация представляла собой характеристики показателей деятельности дошкольных образовательных организаций, которые были сведены в три общих направления исследования: «психолого-педагогические условия, организация развивающей образовательной предметно-пространственной среды и обеспечение безопасности детей», «кадровые условия» и «дополнительные услуги для детей, посещающих детский сад». Информация по данным направлениям подвергалась дальнейшей обработке, результаты которой и легли в основу формирования итоговой оценки дошкольных образовательных организаций текущего года.
Оценка определяется в связи с разбиением всего спектра потенциального итогового распределения на основе уровня соответствующих качественных характеристик. Каждому уровню соответствует шкальная оценка, определяющая степень тождества показателей детского сада критерию итогового распределения. Таким образом, соответствие показателей детского сада критериям итогового распределения на уровне 25% и менее отмечается оценкой «неудовлетворительно», соответствие на уровне 25% – 50% маркируется оценкой «удовлетворительно». Оценка «хорошо» ставится детскому саду, показатели которого соответствуют критериям итогового распределения на уровне 50% – 75% и оценка «отлично» ставится детскому саду за соответствие на уровне 75% и выше.
К сожалению, ни одна из дошкольных образовательных организаций, принимавших участие в исследовании, не соответствует оценочной категории «отлично». Следует отметить, что данная ситуация стабильна за весь период проведения аналогичных исследований – начиная с 2012 года в данную категорию не попадала ни одна дошкольная образовательная организация.
Так же из года в год стабильной остается ситуация с оценкой у основной массы детских садов, участвующих в исследовании – больше всего дошкольных образовательных организаций во все годы соответствовало оценочной категории «удовлетворительно».
Так, в 2012 году оценке «удовлетворительно» соответствовало 96,2% от общей выборки исследования. В 2013 году данная цифра вообще поднялась до 99,3%, достигнув максимума за все годы проведения исследований. В 2014 году количество детских садов с оценкой «удовлетворительно» снизилось до 94,9% за счет увеличения количества детских садов с оценкой «хорошо». В 2015 году общее количество детских садов, соответствующих диапазону оценки «удовлетворительно», опять увеличивается и составляет 97,2% от общего количества. В 2017 году количество дошкольных образовательных организаций с оценкой «удовлетворительно» составило 89,8% от общей выборки, что является минимумом за все время проведения исследований. Данная цифра достигнута за счет увеличения количества детских садов с оценкой «неудовлетворительно».
Процент детских садов, соответствующих диапазону оценки «неудовлетворительно», так же довольно стабилен в различные годы исследований (за исключением исследований 2017 года) и не превышает одного процента от общей выборки дошкольных образовательных организаций. Так, в 2012 году количество детских садов с данной оценкой составило 0,8% от общей массы детских садов участвующих в исследовании, в 2013 году – 0,6% от общей выборки, в 2014 году – 0,5% от общей выборки, в 2016 году – 0,6% от общей выборки. Как мы уже упоминали, в 2017 году зафиксирован существенный скачок в количестве детских садов с данной оценкой – их количество составило 10,2% от общей выборки.
Количество детских садов, соответствующих оценке «хорошо», за все годы предыдущих исследований стабильно варьировалось в рамках пяти процентов от общей выборки исследования. Так, в 2012 году их количество составило 3% от общей массы детских садов, в 2013 году – 0,1% от общей выборки, в 2014 году – 4,6% от общей выборки, что является максимальным показателем за все время исследований, в 2015 году – 2,2% от общей выборки детских садов. Однако, к сожалению, в исследовании 2017 года, ни один детский сад не получил оценку «хорошо».
Таким образом, отталкиваясь от увеличения количества дошкольных образовательных организаций с оценкой «неудовлетворительно» на десять процентов, от полного отсутствия детских садов с оценкой «хорошо», можно говорить об ухудшении общего качества дошкольного образования по сравнению с результатами, выявленными в прошлых исследованиях за период с 2012 по 2015 годы.
Отсутствие детских садов с оценкой «хорошо» сказалось и на существенном снижении верхней планки результативности детских садов в рамках итоговой оценки качества по сравнению с результатами прошлых лет. Так, в 2012 году, детский сад, получивший самую высокую оценку, соответствовал показателю в 60% в рамках итогового оценочного диапазона. В 2013 году верхняя планка была зафиксирована на уровне 55%, в 2014 году – на уровне 63,3%, а в 2015 году – на уровне 58,9%. Как мы видим по итоговому распределению дошкольных образовательных организаций, в 2017 году этот показатель составил всего 48,7%, что также соответствует общей тенденции снижения качества дошкольного образования.
Нижняя граница итоговых оценок качества детских садов задействованных в исследовании немного ниже идентичных показателей 2015 года, когда она составила 15,6%, а также показателей 2014 года (15,45%). В 2017 году она установилась на отметке в 14,7%. Данный результат заметно ниже нижних границ итоговой оценки зафиксированных в исследованиях 2012 и 2013 годов, когда они равнялись 21,8% и 21,4% соответственно.
Среди результатов всех регионов в плане развития дошкольного образования, лучшие результаты продемонстрированы Белгородской областью, Новосибирской областью, Владимирской областью, Орловской областью и Республикой Крым дошкольные образовательные организации которых показали стопроцентные результаты соответствия диапазону оценки «удовлетворительно». Также данному диапазону соответствуют результаты всех детских садов из таких регионов, как Самарская область, Калужская область, Сахалинская область, Вологодская область, Республика Тыва, Тульская область, Астраханская область, Кировская область, Республика Адыгея и Республика Калмыкия. Однако выборки из данных субъектов очень малы и не превышают десяти детских садов из одного региона, а в некоторых случаях ограничиваются только одним или несколькими детскими садами.
Среди тех регионов, детские сады которых не показали стопроцентные результаты, наиболее высокие показатели у Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 98,7% и 98,4% дошкольных образовательных организаций которых получили оценку «удовлетворительно». Высокие показатели у Красноярского края, в котором 98,5% детских садов получили данную оценку, а также у Ставропольского края, в котором 97,3% участвующих в исследовании детских садов были оценены аналогичной оценкой. Немногим ниже итоговые значения у таких регионов как: Воронежская область, 96,7% дошкольных образовательных организаций в которой получили оценку «удовлетворительно», Новгородская область, где 96,3% детских садов с данной оценкой и Удмуртская Республика, где 96,2% детских садов с такой оценкой. В Ненецком автономном округе 95,7% дошкольных образовательных организаций получили оценку «удовлетворительно», в Камчатском крае – 95,2%, в Мурманской области – 95,1%.
Из выборки детских садов Республики Хакасии 94,7% получили оценку «удовлетворительно», из выборки Пермского края – 94,4% детских садов, из выборки Ямало-Ненецкого автономного округа – 93,9% детских садов, из выборки Пензенской области – 93,3% детских садов, из выборки Московской области – 93% детских садов. Архангельской области 92,6% дошкольных образовательных организаций получили оценку «удовлетворительно», а в Волгоградской области – 92,5% детских садов. Немногим ниже показатели у Ярославской области, 92% детских садов в которой получили данную оценку, у Ульяновской области, где 91,2% детских садов с оценкой «удовлетворительно», у Республики Коми, где 90,9% детских садов с оценкой «удовлетворительно», у Томской области, в выборке которой 90,4% детских садов были оценены аналогично и у Тамбовской области, где 90% детских садов получили удовлетворительную оценку.
Более низкие результаты у Тверской области, в которой 89,6% детских садов соответствуют диапазону оценки «удовлетворительно», у Амурской области, где 89,5% детских садов с данной оценкой, у Курской области, где 89% детских садов с данной оценкой и у Республики Марий Эл, в выборке которой 87,9% детских садов с данной оценкой. Схожие результаты и по таким регионам как Рязанская и Псковская области, где 87,5% и 87,3% дошкольных образовательных организаций соответственно, получили удовлетворительную оценку.
В выборке Чувашской республики 86,8% детских садов получили оценку «удовлетворительно», в выборке Челябинской области – 85,9%, в выборке Липецкой области – 85,4%, в выборке Свердловской области доля дошкольных образовательных организаций с данной оценкой составила 84,7%.
Из всех детских садов Ростовской области принимавших участие в исследовании, 79,8% получили оценку «удовлетворительно», из выборки Республики Дагестан такую оценку получили 77,7% детских садов, из выборки Брянской области – 76,9% дошкольных образовательных организаций, из выборки Иркутской области – 76,1% детских садов. Результаты детских садов из Костромской области и Оренбургской области очень близки – 74,7% и 74,4% детских садов данных регионов соответственно, получили удовлетворительные оценки.
Самые низкие результаты у Республики Карелия, в которой лишь 58,2% детских садов из выборки получили оценку «удовлетворительно», а 41,8% – оценку «неудовлетворительно». В Республике Бурятия, Республике Татарстан и в Калининградской области половина детских садов получили оценку «удовлетворительно», а половина «неудовлетворительно». Однако выборки по данным регионам невелики – в первом случае – шесть детских садов, в двух последних – по два детских сада.
По итогам проведения исследования можно определить наиболее предпочитаемые комплексные и парциальные программы, используемые дошкольными образовательными организациями для составления основной образовательной программы дошкольного образования. Так, среди комплексных программ (охватывающих все пять образовательных областей и направленных на разностороннее развитие личности ребенка) чаще других актуальными для детских садов в 2017 году являлись следующие:
– «Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – данную программу использовали при составлении основной образовательной программы дошкольного образования 6682 дошкольных образовательных организаций (74,1%);
– «Образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой – данная программа использовалась 671 дошкольной образовательной организацией (7,5%);
– «Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой – программа задействована в работе 121 дошкольной образовательной организации (1,3%);
– «Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» под редакцией Е.В. Соловьёвой – данную программу используют в работе 93 дошкольные образовательные организации (1%);
– «Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой – в своей работе данную программу используют 77 дошкольных образовательных организаций (0,9%).
Все остальные комплексные программы уступали в востребованности вышеперечисленным и проигрывали им в процентном соотношении.
Среди парциальных программ (охватывающих одну из образовательных областей и направленных на локальное развитие какой-либо способности или умения) наибольшей популярностью у дошкольных образовательных организаций пользовались такие программы, как:
– «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) – данную программу в составлении основной образовательной программы дошкольного образования используют 2102 дошкольные образовательные организации (23,3%);
– «Юный эколог» (С.Н. Николаева) – при разработке основной образовательной программы дошкольного образования ее применяют 2100 дошкольные образовательные организации (23,3%);
– «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова) – программу используют в работе 1875 дошкольных образовательных организаций (20,8%);
– «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова) – данную программу используют в работе 1661 дошкольная образовательная организация (18,4%);
– «Ладушки» – (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева) – данную программу в составлении основной образовательной программы дошкольного образования используют 1386 дошкольных образовательных организаций (15,4%);
– «Развитие речи» (О.С. Ушакова) – программу применяют в составлении основной образовательной программы дошкольного образования 1008 дошкольных образовательных организаций (11,2%);
– «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова) – по данной программе работают 669 дошкольных образовательных организаций (7,4%);
– «Ступеньки» (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П. Холина) – по данной программе работает 363 дошкольных образовательных организаций (4%).
Помимо вышеперечисленных парциальных программ участники исследования указывали и многие другие программы, однако количество детских садов, в которых они применяются, было незначительно.
Необходимо отметить, что 4727 дошкольных образовательных организаций из 8970 (52,7%) предоставили информацию об использовании в работе различных адаптированных основных образовательных программ, с привлечением которых разработана основная образовательная программа дошкольного образования. В процессе исследования осуществляется сбор определенной контекстной информации о дошкольных образовательных организациях, задействованных в нем. Частью такой информации является электронный адрес сайта детского сада. Сайты порядка 2600 детских садов находятся в нефункциональном состоянии.
Также было выявлено, что из общей выборки детских садов (8970 дошкольных образовательных организаций) 8455 (94,3%) являются самостоятельными образовательными организациями, а 515 (5,7%) – являются структурными подразделениями более крупных образовательных организаций. Чаще всего в последнем случае, детские сады являются подразделениями общеобразовательных школ, начальных школ, средних образовательных школ, прогимназий и иных образовательных организаций.
По материалам Института изучения детства, семьи и воспитания РАО