Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в свете требований ФГОС ДО

Обзор современных методов организации предметно-развивающей среды в ДОУ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

Возраст почемучки начинается где-то в 2,5 года и проходит ближе к школе. Главная задача педагогов – быть готовым к любым вопросам, даже если вам они кажутся совсем не логичными.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому нужно создавать условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-пространственной среды.
В соответствии с ФГОС ДО предметно - пространственной среды в дошкольной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, но самое главное – она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребенка.

При проектировании предметно-развивающей среды стоит придерживаться следующих принципов.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Нужно организовать пространственную среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор деятельности.


Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детей.


При построении предметно-развивающей среды должен соблюдаться принцип зонирования.


Чтобы помочь реализовать потребности дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою в одном из ДОУ организован Центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки».


Особое место в группах ДОУ уделяется музыкальным центрам «Звонкие нотки». Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Центр помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.


Созданный центр интеллектоформирующих технологий «Фиолетовый лес» решает большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают цифры, буквы, узнают и запоминают цвет и форму, учатся ориентироваться в пространстве, развивают мелкую моторику рук и совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.


Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в дошкольной организации оборудованы природные уголки «Мир экологии». В них представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края.


В группе оформлен центр речевого творчества «Веселый язычок», представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.


Особо ценен уголок физической культуры и спорта «Со спортом нам всем по пути». Физкультурный центр гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Дошкольники закрепляют разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.


В группах расположены и центры строительных игр и конструкторов, они представляют огромное разнообразие различных видов конструкторов. Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет им комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.


С целью научить детей безопасному поведению на дороге был создан центр «Мы маленькие пешеходы». Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.


Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет дошкольникам комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.


Большой популярностью у детей пользуется центр науки «Почемучки», представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами, где есть природные материалы для детского исследования: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.


Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.


Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Важно, что воспитанники меньше конфликтуют между собой, реже ссорятся поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.


Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Комментарии