Игры с куклами - психологические особенности игр

Игры с куклами как средство развития личности дошкольников

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КУКЛАМИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Значение игр с куклами в развитии личности дошкольников подчёркивается во многих исследованиях. С помощью кукол детям успешно прививаются нравственные качества, они активно вовлекаются в социум.

Особенность психологических игр с куклами в том, что проводятся они со старшими дошкольниками и дети сами изготавливают кукол из различных материалов, после чего включаются в процесс драматизации. Ребенку даётся возможность почувствовать себя творцом, испытать от этого радость и удовлетворение. Кукла наделенная определенными чертами того или иного героя, передаёт настроение ребенка, помогает осознать свои поступки, анализировать ошибки, т.е. с помощью куклы ребенок строит различные модели поведения.

При изготовлении кукол используется разнообразный материал: шерсть и нитки, различные банки, пластиковые стаканчики, коробочки и т.д. После того как куклы готовы, дети придумывают им имена, определяют характер, дают нравственную характеристику.

Психологические игры с куклами решают как развивающие, так и воспитательные задачи.
1. Развивающие:
 обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний с помощью куклы;
 достижения понимания причинно – следственных связей между своими действиями и изменением состояния куклы;
 развитие произвольного внимания;
 совершенствование мелкой моторики рук и координация движений;
 развитие внимания, воображения, памяти и мышления.
2. Воспитательные:
 знакомство с основами духовно – нравственных традиций и уклада жизни русского народа;
 повышение ответственности за результаты своих действий;
 умение делать нравственный выбор;
 повышение уверенности в себе, формирование самостоятельности;
 развитие умения регулировать своё поведение в соответствии с нравственными нормами;
 формирование позитивной мотивации к обучению.
В основе психологических игр с куклами лежат идеи И.Я.Медведевой, Т.Л.Шишовой, Я.Л.Морено, сказочные тренинги Т.Д. Зинкевич–Евстигнеевой, Е.В.Белинской.


На начальном этапе игр можно использовать короткие рассказы и сказки, героями которых могут быть животные. Детям подготовительной группы предлагаем более сложные рассказы и сказки, где добро побеждает зло, какое–
то дело можно выполнить сообща. Создание проблемных ситуаций с героями (например, Кукла заблудилась в лесу, в большом городе, Кукла заболела и т.д.) даёт возможность фантазировать, рассуждать, сочинять или придумывать рассказ о спасении куклы. В ходе таких психологических игр проводится анализ конкретных случаев, возникающих в детском саду и в семье.

Ребятам предлагается самим найти ответы на вопросы, как выйти из той или иной ситуации, как построить отношения со сверстниками и взрослыми (например, игры, Грубиян и Драчун, Куклы-Добрячки, Лесные человечки и т.д.). В конце каждого занятия подводится итог, даётся правильная оценка ситуации.


Такие игры с куклами способствуют:
 усвоению нравственных норм;
 умению принимать собственное решение;
 умению управлять такими чувствами как: гнев, агрессивность, ненависть;
 умению адекватно воспринимать похвалу, не занижать и не завышать самооценку в процессе общения.

Комментарии