РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные материалы и средства изображения любопытны детям как игра с неизвестным. Их привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, это занимает их и вовлекает в творческий процесс. Однако под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью.
Из изобразительных материалов, в такой деятельности применяются как традиционные, так и нетрадиционные:
губки,
валики различной ширины и фактуры,
поролоновые спонжи,
штампы,
плоскостные и объемные печатки.
Рисование такими материалами дает самые неожиданные и непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро нарисовать и божью коровку, и цыпленка, и гусеницу и колобка – стоит только дополнить получившийся круг. Появляются ножки, глазки – это отпечаток кончика ватной палочки, и изображение оживает.
Рисование с использованием валиков или губок интересно детям и привлекает их своей масштабностью:
раз, два, прокатил и лист затонирован;
а если провести валиком плавную линию из одного конца листа в другой - можно получить ручеек или реку;
при помощи данных валиков можно изобразить кирпичные стены дома, плетеную корзину, лесенку для пожарной машины, или рельсы для железной дороги и прочее.
Всмотревшись в отпечаток, оставленный данным фигурным штампом, можно увидеть в нем самый неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали:
это и сердечко для открытки, которое можно украсить узором из точек, оставленных ватными палочками;
и дерево с плодами;
и один из лепестков волшебного цветка;
и воздушный шар, к которому осталось только прикрепить корзину и многое другое.
При помощи рельефных печаток можно быстро сделать песок в пустыне, морские волны, траву и листья, стены крепости, заборчик и многое другое. А объемные печатки позволяют получить красивые цветы.
Нетрадиционные техники рисования – это не только толчок к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Использование данных материалов способствует также и развитию формообразующих движений: можно попросить ребенка обвести по контуру «солнышко» или «дерево», дорисовать стебелек у цветка, прорисовать листики на деревьях, используя прием «примакивания», и пр.
Кроме нетрадиционных материалов, в работе с детьми широко используются многофункциональные пособия, которые направлены на формирование у детей основных формообразующих движений.
«Помоги герою»;
«Проведи дорожку».
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Совмещение пособия «Рамки паспарту» с нетрадиционными материалами позволяет получить различные изображения: разноцветный хвост петушка, платье с узором у девочки и даже объемные облака на небе.
Рисование нетрадиционными материалами с использованием пособия «Дополни изображение» учит детей создавать композицию и размещать объекты, находить наиболее удачное их местоположение на листе.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения привлекает своей простотой и доступностью, не утомляет детей; нестандартные материалы позволяют удивить детей и вызвать стремление заниматься и действовать с ними.
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов перед процессом рисования, обретению веры в свои силы, раскрывают креативные возможности ребенка; позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.
И совсем не страшно, если маленький художник перепачкался, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.