ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
С чего начинается Родина? У меленького ребенка начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача педагогов–дошкольников – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею.
Знакомясь сродным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатством национальной и мировой культуры.
Важное место в ряду методов и приемов, направленных на реализацию содержания программы занимает игра и прежде всего дидактическая игра, которая представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Играя дети незаметно для себя для себя, закрепляют имеющиеся и приобретают новые знания о родном городе, учатся осуществлять поисковые действия, мыслить и творить, а самое главное игры позволяют педагогу повысить личностную значимость и привлекательность для дошкольников предлагаемого им краеведческого материала. Игра является методом и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством разностороннего воспитания личности ребенка одновременно.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся использовать приобретенные ранее знания о городе в новых связях, в новых обстоятельствах.
Например:
Игра «Узнай описанию» - предлагаем детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.,
«Продолжи фразу» - воспитатель начинает фразу, дети заканчивают, н-р, Наш город называется…Жителей нашего города называют … Наш город является столицей ……;
«Так бывает» - Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: Холодный Североморск (город зимой), веселый Мурманск (город в праздник), мокрый Североморск (город во время дождя);
«Все ли верно, докажи» - послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения. Город Североморск
больше, чем город Москва; На причале нашего города стоят военные корабли, прогулочные катера.
«Ассоциативнвная цепочка» - усложненный вариант игры «Ассоциации». Передавая палочку, дети придумывают ассоциацию к предыдущему слову. Главное, что бы все называемые слова каким - либо образом связывались со словом «Североморск» (н-р, Североморск - улица - фонарь – северное сияние- военный причал - лодка - вода – мыльные пузыри - праздник - и т.п.)
Настольно-печатные игры Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей логического мышления, умения из отдельных частей составлять целый объект. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества.
Выполняя задание с разрезными картинками, дети могут работать как индивидуально, так и в компаниях, каждый со своим комплектом, либо все детали перемешиваются, и дети должны выбрать из общей массы заданные детали по образцу или слову воспитателя. Кроме того разрезные картинки можно использовать для объединения детей в компании. Каждый ребенок берет по одной части. Все, у кого детали являются частью единого целого, становятся одной компанией и далее выполняют другие задания.
Примеры игр: «Знатоки города» - по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Игра позволяет нам: формировать умение собирать целостное изображение памятников годного города из разрезных картинок. Развитие у детей логического мышления. Побуждать составлять описательные рассказы по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества. Воспитывать чувство гордости за свой народ, совершивший подвиг во время Великой Отечественной войны и уважение к ветеранам.
«Чем похожи, чем отличаются» - детям предлагается сравнивать между собой попарно изображенные здания (разное количество этажей, разное назначение, разный материал). «Подзорная труба»- Детям предлагается иллюстрация с изображением городского объекта. Ведущий прикрывает картинку листом с круглым отверстием и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. Как усложнение: сначала отверстие большего размера, далее размер уменьшается.
Дидактические игры с картой - схемой ближайшего окружения.
Цель таких игр - формировать пространственные представления, умение пользоваться планом, картой, схемой.
Варианты заданий:
«Где эта улица, где этот дом» - Ведущий предлагает отметить фишкой какое-либо место на плане (Положи фишку на «магазин»).
- Угадай, что я загадала. Ведущий отмечает фишкой какой – либо объект на плане, а дети называют его.
- Незнайка приехал в гости к нам в город, но не знает, как найти магазин (где у нас находится аптека и т.п.), помоги ему найти дорогу.
- Нарисуй свой путь от дома до детского сада.
- загадки. Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города.
- определение места дома, по указанному адресу.
Дидактические игры на классификацию, обобщение, сериацию.
«Предприятия нашего города» - детям предлагаются карты с фотографиями предприятий города и маленькие карточки с изображением их продукции. Участники должны отгадать, какое предприятие города производит продукцию, изображенную на карточке. Выигрывает тот, кто первый закроет карточками поле.
«Разложи предметы по домам» Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например, в кукольный театр те предметы, которые необходимы в театре. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно.
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. И именно игра поможет сделать так, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.