ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ ФГОС ДО
Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Высокий уровень двигательной активности – важнейшее условие не только физического, но и умственного развития детей.
Однако в детском саду образовательный процесс, не связанный с усвоением образовательной области «Физическое развитие», чаще организован так, что подача новых знаний происходит на фоне минимальной двигательной активности. Постоянно возрастающие требования к уровню умственного развития и образованности детей, необходимость усваивать большое количество информации в условиях острого дефицита времени привели к поиску новых форм организации образовательной работы, среди которых наибольшее распространение получили технологии, основанные на основе интеграции образовательных областей.
Исходя из поставленной цели – объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс –определены следующие задачи:
- Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре;
- формирование практических умений и навыков на основе усвоения норм и правил окружающего мира;
- повышение уровня физической подготовленности на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а также развития двигательных качеств и способностей;
- воспитание потребностей в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям с физическими упражнениями.Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть не большим по объему, но емким.
Отличительные особенности интегрированных занятий:
- четкость, комплексность;
- логическая взаимообусловленность, взаимосвязь предметов;
- использование динамических пауз;
- использование большого количества разнообразного наглядного материала, атрибутов, нестандартного оборудования.
- Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, а интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Занятия такого характера вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения детей на разнообразные виды деятельности. В своей работе я использую следующие формы работы с дошкольниками: занятия, праздники, досуги, викторины, развлечения.
- Предпочтение отдается интегрированным занятиям по различным образовательным областям, сочетающим в себе познавательную, речевую деятельность и двигательную активность. Эти занятия позволяют эффективно формировать поведенческие навыки и потребность в здоровом образе жизни. Планирование и проведение совместной деятельности осуществляется с учетом принципов комплексности и тематичности.
- Увлекательны и интересны досуговые формы: праздники, развлечения, викторины. Их задача – не только дарить радость от встреч с любимыми произведениями, с героями детских книг, решать задачи речевого развития, развития творчества, нравственных качеств, но и физического развития детей. Даже если вслушаться в название физкультурно-литературных досугов: «Путешествие по сказкам», «Поможем Федоре», «Путешествие за капелькой солнца», «Спасаем доктора Айболита», «Проделки старухи Шапокляк», то можно понять, с каким интересом и увлечением дети принимают участие в таких мероприятиях.
- При проведении непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура», используется пройденный материал по образовательным областям «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Какая бы ни была тема, форма занятий: путешествия и приключения их структура является неизменной. В вводной части - создаётся проблемная ситуация, раскрывается сюжет. Это повышает мотивацию к решению поставленных перед детьми задачи. В этой части используюся различные виды ходьбы, бега, прыжки, в некоторых случаях сопровождаемые речевыми комментариями, счетом.
- Обязательной частью каждой игры-путешествия является самомассаж, который также сопровождается речевой деятельностью. Если сюжет НОД имеет природоведческий характер, то используются приемы, активизирующие экологическое мышление и творческое воображение. Так на занятии «Путешествие в осенний лес» в одном из ДОУ обобщили и систематизировали представления о времени года, устанавливали причинно-следственные связи между природными явлениями, выявляли причины происходящих изменений, закрепляли правила поведения в природе.
- Прежде, чем отправиться в путешествие, дети выполнили массаж спины «Дождик», самомассаж «Чтобы ушки не болели», упражнение на дыхание «Ветер», различные виды ходьбы и бега. Преодолевая «Полосу препятствий» дети развивали навык подлезания правым и левым боком, упражнялись в ползании по гимнастической скамейке на животе и с мешочком на спине на четвереньках. Прибыв на «Лесную полянку» дети закрепили знания о разных видах деревьев в играх: «Шишки-желуди», «Волшебные листья», выполнили ОРУ с листьями, пальчиковую гимнастику «Осенние листья» - развивая общую и мелкую моторику.
- Обнаружив «мусор» на «Поляне», ребята вспомнили правила поведения в природе и убрали его в эстафете «Кто быстрее». Выполнив релаксационное упражнение «Теплый ветер» и пройдя по «Волшебному мостику» - массажеру, дети закончили свое «путешествие» и вернулись в группу. Проводя НОД с элементами математики, дети закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, закрепляют умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших - большее. Дети учатся построению двойками, тройками, четверками по заданному числу или по карточке, построению в один или два круга по хлопку, карточке. В игре «Чья команда быстрее построится» - дети берут карточку с цифрой и строятся друг за другом от 1 до 10 и т.д.
- Пристальное внимание уделяется формированию у детей привычки к здоровому образу жизни, формированию знания об организме, правилах здорового питания, элементарной первой медицинской помощи. Путешествуя с детьми по стране «Носарии», дети закрепляют знания об анатомо-физиологическом строении носа, выполнили массаж носа «Улитка», ритмическую гимнастику «Паровоз». Рассматривая иллюстрации разных видов носов, определяли, чей он, для чего необходим, кто и как его использует. Дети выполнили комплекс упражнений «Забавные животные», пальчиковую гимнастику «Какая у кого песня». Встретившись с Буратино, объяснили ему значение словосочетаний: «не вешай нос», «совать свой нос в чужие дела», «весна на носу», подобрали соответствующие картинки.
- Дети научили Буратино ухаживать за своим носом, составили «Правила здорового носа», познакомили с самомассажем «Носик-носик». Возвращаясь из страны «Носарии», дети упражнялись в перешагивании через набивные мячи, в прыжках на двух ногах, с продвижением вперед и прыжках на правой и левой ноге.
- Интегративный подход в организации различных видов деятельности помогает повысить мотивацию детей к различным видам деятельности, способствует укреплению здоровья, совершенствует основные движения и их координацию, препятствует утомляемости и перенапряжению, оптимизирует процессы познания.