Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
С учетом используемых вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; использованием вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; направленных на полноценное личностное формирование и становление, готовность к школьному обучению, обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности.
Воспитательно-образовательный процесс реализуется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей и интересов. Особенностью реализации принципов построения воспитательно-образовательной работы с детьми является педагогическое взаимодействие как уникальный вид педагогической деятельности, наполненный социальным смыслом и направлен (родителем и педагогом) на целостное развитие личности. Педагогическое взаимодействие понимается как процесс, происходящий между педагогом (родителем) и ребенком в ситуации непосредственного педагогического общения, а также в ситуации предвосхищения.
Педагог прогнозирует и проектирует условия, средства и методы, которые являются наиболее эффективными в конкретной ситуации взаимодействия, учитывает время, место, предметно-пространственную среду, эмоциональную атмосферу, обеспечивает активное участие в совместной деятельности, согласовывает действия, оказывает помощь и поддержку, координирует действия. Использование интеграции детских видов деятельности наравне с интеграцией содержания делает образовательный процесс интересным и содержательным.
Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Образовательный процесс в ДОУ представляет собой 2-х частную модель организации воспитательно-образовательной работы с детьми; строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности для них является игра.
Совместная взросло-детская деятельность (индивидуальная, подгрупповая и групповая формы организации образовательной работы с воспитанниками | Свободная самостоятельная деятельность детей (свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами, в том числе совместно с детьми, предметно-развивающей образовательной среды) | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | |
Субъектная (партнёрская, равноправная) позиция взрослого и ребёнка | Обеспечивает выбор каждым ребёнком деятельности по интересам | |
Диалогическое общение взрослого с детьми | Позволяет ребёнку взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально | |
Продуктивное взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками | Содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребёнком разнообразных задач | |
Партнёрская форма организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей | Позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной взросло-детской деятельности | |
2.3 Описание форм, способов, методов и средств реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
3- 4 года
Непосредственно образовательная деятельность. Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым - Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым - Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку.
Самостоятельная деятельность детей. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку
4-5 лет
Непосредственно образовательная деятельность. Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование, лепка сказочных животных.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование, лепка сказочных животных.
Самостоятельная деятельность детей. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование, лепка сказочных животных
5-7 лет
Непосредственно образовательная деятельность. Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым и самостоятельно. - Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым и самостоятельно. - Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям.
Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельное рассматривание произведений искусства. – Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на 46 темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям
Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы. Совместные конкурсы педагогов и родителей: «В снежном царстве, в снежном государстве», «Лучшая новогодняя игрушка», «Лучший летний участок» и др. Выставки семейного творчества Выставки семейных коллекций Советы по организации семейных посещений Художественного музея, Культурно-выставочного центр
2.3.3. Коррекционная работа.
Коррекционная работа в ДОУ протекает в двух направлениях: психологическое сопровождение дошкольников и коррекция звукопроизношения.
Целью коррекционной работы в ДОУ является осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.
Организацию коррекционной работы в ДОУ осуществляют педагог-психолог и учитель – логопед.
Система организации коррекционно-образовательного процесса учителя – логопеда включает в себя следующие компоненты: комплексное обследование речи детей (текущая и итоговая диагностика речи воспитанников), взаимодействие с участниками образовательного процесса и непосредственно коррекционно-образовательный процесс с детьми-логопатами). Данная работа осуществляется через организацию образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией для детей с нарушением речи в Центре, не имеющем групп компенсирующей направленности..
Деятельность учителя-логопеда регламентируется Положением об организации образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией для детей с нарушением речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении « Центр развития ребенка – детский сад №3 «Снежинка»» не имеющем групп компенсирующей направленности , разработанными в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”, “Типовым положением о дошкольном учреждении и группах детей с нарушениями речи”.
Комплектование осуществляется по разновозрастному принципу (от 3-х до 7-ми лет) из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих ДОУ.
Зачисление воспитанников осуществляется по заключению выездной Муниципальной ПМПК, на основании данных обследования учителя-логопеда, приказа заведующей ДОУ и по согласованию с родителями (законными представителями). Формирование списочного состава детей для коррекционной работы и его утверждение осуществляется до 15 сентября текущего учебного года. Выпуск детей в течение всего года осуществляется на основании решения консилиума Центра. Включение новых детей – логопатов для коррекционной работы в течение года также осуществляется решением консилиума, по представлению учителя- логопеда из списка детей с речевой патологией данного ДОУ. Логопедическое углубленное обследование детей, предварительно зачисленных на логопункт, проводится с 1 по 20 сентября.
Основными задачами логопедического пункта являются: коррекция нарушений в развитии устной речи воспитанников; своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования; разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей), воспитанников.
Программно-методическое обеспечение коррекционной работы
Перечень программ и технологий | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и метод.
|
Перечень пособий | Диагностические пособия Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Грибова О.Е. , Бессонова Т.П. Звуковая сторона речи Грибова О.Е. Правильно ли говорит ваш ребенок ( оценка речевого развития ребенка Коноваленко В,В. Экспресс – обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста . Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002. Методические пособия - Филичева Т.Б., Туманова Т.В. дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. _ М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно. Учебно-методический комплект. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Коноваленко В.В. ,Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФНР. Пособие для логопедов - (подготовительная группа). М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. -Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, СПб.: Детство –ПРЕСС,2005 |
С целью повышения уровня эффективности коррекционно-образовательного процесса в ДОУ функционирует психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Система взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ в рамках работы ПМПк (см. приложение 10, часть 4). ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов Центре , объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико - коррекционного психолого - медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей Центра и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачами ПМПк Центра являются: выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в Центра возможностей; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Деятельность педагога – психолога регламентируется Положением о ППМС Службе в ОУ г. Нерюнгри, Законом РФ «Об образовании", федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», должностной инструкцией педагога – психолога.
Цели: Создание эмоционально комфортных условий для всех участников образовательного процесса – детей, родителей, педагогов; повышение психологической культуры родителей и педагогов; изучение особенностей развития детей.
Задачи:
- Диагностика уровня развития психических процессов детей;
- Организация коррекционно – развивающей помощи нуждающимся детям;
- Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями;
Система работы психолого-педагогического процесса отражена в схеме №1 (см. приложение 10, часть 1) и включает в себя комплексное обследование детей (текущая и итоговая диагностика), писхопрофилактика и психопросвещение, взаимодействие с участниками образовательного процесса и непосредственно психолого-педагогический процесс (психокоррекция).
Отдельным направлением в работе педагога-психолога является формирование психологической готовности ребёнка к школе, коррекция его интеллектуального, социального и личностного развития. Совместная работа специалистов и педагогов по выше указанному направлению отражена в схеме №2 ( см. приложение 10, часть 2 Основными формами работы педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в развитии, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность коррекционных занятий 15-25 минут, в зависимости от физиологического и эмоционального состояния детей.
Периодичность индивидуальных занятий с детьми подготовительных групп - 2 раза в неделю; подгрупповых – 1 раз в неделю. В подгрупповые занятия включаются дети из разных групп (с 4 до 7 лет), имеющие проблемы коммуникативного и эмоционально – волевого характера).
Программно-методическое обеспечение работы педагога-психолога.
Перечень программ, технологий пособий | . Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс – диагностика готовности к школе. – М.: Генезис, 1999. . Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого- педагогическому изучению детей ( 2-3 лет). Ранняя диагностика умственного развития. – М.: Компания «Петит», 1994. 3 Стребелева Е.А. Психолого – педагогическая диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005 . Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. Лютова Е.К., Монина Г.Б., Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными днтьми. – СПб.: Речь, 2005. |
Система комплексного психолого-педагогического обследования детей
Содержание обследования | Форма (перечень диагностических средств и методик) | Периодичность | Сроки | Документация | Кто проводит |
Общий уровень речевого развития | Беседа с использованием «Альбома для логопеда» О.Б.Иншаковой. | 1 раз в год | Апрель-май | Журнал обследования | Учитель-логопед |
Уточнение заключения (углубленное обследование состояния звукопроизношения, грамматического строя, словарного запаса и связной речи) у детей, зачисленных на логопункт. | Методика обследования С.Е.Большаковой | 2 раза в год | Сентябрь, май | Протоколы обследования, речевые карты, аналитический отчет | Учитель-логопед |
Общий уровень развития ребенка (для детей, сопровождающихся ПМПК) | Беседы, тесты, наблюдения | 1 раз в квартал | сентябрь, декабрь, март | Индивидуальные образовательные маршруты | Учитель-логопед, педагог-психолог |
Диагностика готовности к школе | Экспресс-диагностика (Вархотова Е.К.) | 2 раза в год | октябрь, апрель | Протоколы, аналитический отчет | Педагог-психолог |
Уровень умственного развития детей 2-3 лет | Диагностика умственного развития детей раннего возраста по Е.А.Стребелевой | 1 раз в год | декабрь | Протоколы, отчет | Педагог-психолог |
Уровень развития интеллектуальных и психических процессов | Диагностика умственного развития детей до 4-х лет по Е.А.Стребелевой, детей от 4-х лет по Векслеру | По запросу | сентярь-май | Характеристики, протоколы | Педагог-психолог |
2.3.4. Планирование работы с родителями
Мероприятия | Срок проведения |
Проведение индивидуальных бесед с родителями для сбора анамнеза | 1—15 сентября |
Проведение индивидуальных бесед и консультаций | В течение года (каждую среду) |
Посещение родителями фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий | В течение года (по желанию родителей) |
Ведение индивидуальных тетрадей и альбомов детей по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических средств языка, развитию моторики и т.д. | В течение учебного года (записи делаются не реже 2 раз в неделю) |
Проведение тематических родительских собраний: Беседа по результатам обследования; характеристика речи детей; ознакомление родителей с планом работы на год; обсуждение организационных моментов и т.д. | Сентябрь |
Подведение итогов работы за первое полугодие, анализ трудностей, анкетирование | Январь |
Подготовка детей к поступлению в школу, формирование у детей положительной мотивации учебной деятельности. | Март |
Подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период, анкетирование | Май |
Совместная подготовка детей к выступлениям на праздниках, конкурсах и т.д. | В течение года |
Оформление консультаций для родителей в уголке логопеда | В течение года ( с учетом интереса родителей) |