Развитие детей дошкольного возраста - важные рекомендации родителям

Методические рекомендации по реализации ООП по ФГОС дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

С учетом используемых вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; использованием вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; направленных на полноценное личностное формирование и становление, готовность к школьному обучению, обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности.

Воспитательно-образовательный процесс реализуется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей и интересов. Особенностью реализации принципов построения воспитательно-образовательной работы с детьми является педагогическое взаимодействие как уникальный вид педагогической деятельности, наполненный социальным смыслом и направлен (родителем и педагогом) на целостное развитие личности. Педагогическое взаимодействие понимается как процесс, происходящий между педагогом (родителем) и ребенком в ситуации непосредственного педагогического общения, а также в ситуации предвосхищения.

Педагог прогнозирует и проектирует условия, средства и методы, которые являются наиболее эффективными в конкретной ситуации взаимодействия, учитывает время, место, предметно-пространственную среду, эмоциональную атмосферу, обеспечивает активное участие в совместной деятельности, согласовывает действия, оказывает помощь и поддержку, координирует действия. Использование интеграции детских видов деятельности наравне с интеграцией содержания делает образовательный процесс интересным и содержательным.

Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Образовательный процесс в  ДОУ представляет собой 2-х частную модель организации воспитательно-образовательной работы с детьми; строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности для них является игра.

 

Совместная взросло-детская деятельность (индивидуальная, подгрупповая и групповая формы организации образовательной работы с воспитанниками

Свободная самостоятельная деятельность детей

(свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами, в том числе совместно с детьми, предметно-развивающей образовательной среды)

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Субъектная (партнёрская, равноправная) позиция взрослого и ребёнка

Обеспечивает выбор каждым ребёнком деятельности по интересам

Диалогическое общение взрослого с детьми

Позволяет ребёнку взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

Продуктивное взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками

Содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребёнком разнообразных задач

Партнёрская форма организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей

Позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной взросло-детской деятельности

   

 

 

2.3 Описание форм, способов, методов и средств реализации основной образовательной программы дошкольного образования

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

 

3- 4 года

 

Непосредственно образовательная деятельность. Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым - Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым - Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку.

Самостоятельная деятельность детей. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку

 

4-5 лет

 

Непосредственно образовательная деятельность. Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование, лепка сказочных животных.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование, лепка сказочных животных.

Самостоятельная деятельность детей. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование, лепка сказочных животных

 

5-7 лет

 

Непосредственно образовательная деятельность. Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым и самостоятельно. - Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям.

 Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым и самостоятельно. - Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям.

Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельное рассматривание произведений искусства. – Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на 46 темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям

Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы. Совместные конкурсы педагогов и родителей: «В снежном царстве, в снежном государстве», «Лучшая новогодняя игрушка», «Лучший летний участок» и др. Выставки семейного творчества Выставки семейных коллекций Советы по организации семейных посещений Художественного музея, Культурно-выставочного центр

 

2.3.3. Коррекционная работа.

Коррекционная работа в  ДОУ протекает в двух направлениях: психологическое сопровождение дошкольников и коррекция звукопроизношения.

         Целью коррекционной работы в  ДОУ  является осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.

         Организацию коррекционной работы в  ДОУ  осуществляют педагог-психолог и учитель – логопед.

            Система организации коррекционно-образовательного процесса учителя – логопеда включает в себя следующие компоненты: комплексное обследование  речи детей (текущая и итоговая диагностика речи воспитанников), взаимодействие с участниками образовательного процесса и непосредственно коррекционно-образовательный процесс с детьми-логопатами). Данная работа осуществляется  через организацию образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией  для детей с нарушением речи в Центре, не имеющем групп компенсирующей направленности..

Деятельность учителя-логопеда регламентируется Положением об организации образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией для детей с нарушением речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении « Центр развития ребенка – детский сад №3 «Снежинка»» не имеющем групп компенсирующей направленности  ,   разработанными в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”, “Типовым положением о дошкольном учреждении и группах детей с нарушениями речи”.

Комплектование  осуществляется по разновозрастному принципу (от 3-х до 7-ми лет) из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих  ДОУ.

Зачисление  воспитанников осуществляется по заключению выездной Муниципальной ПМПК, на основании данных обследования учителя-логопеда, приказа заведующей ДОУ и по согласованию с родителями (законными представителями). Формирование списочного состава детей для коррекционной работы и его утверждение осуществляется до 15 сентября текущего учебного года. Выпуск детей  в течение всего года осуществляется на основании решения консилиума Центра. Включение новых детей – логопатов для коррекционной работы  в течение года также осуществляется решением консилиума, по представлению учителя- логопеда из списка детей с речевой патологией данного  ДОУ. Логопедическое углубленное обследование детей, предварительно зачисленных на логопункт, проводится с 1 по 20 сентября.

Основными задачами логопедического пункта являются: коррекция нарушений в развитии устной речи воспитанников; своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении воспитанниками основной общеобразовательной  программы дошкольного образования; разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей), воспитанников.

Программно-методическое обеспечение коррекционной работы

Перечень программ и технологий

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и метод.

 

Перечень пособий

Диагностические пособия

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Грибова О.Е. , Бессонова Т.П. Звуковая сторона речи

Грибова О.Е. Правильно ли говорит ваш ребенок

( оценка речевого развития ребенка

Коноваленко В,В. Экспресс – обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

. Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002.

Методические пособия

- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. _ М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

- Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно. Учебно-методический комплект.  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

- Коноваленко В.В. ,Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия  для детей с ФФНР. Пособие для логопедов - (подготовительная  группа). М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.

-Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, СПб.: Детство –ПРЕСС,2005

 

С целью повышения уровня эффективности коррекционно-образовательного процесса в  ДОУ функционирует психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).  Система взаимодействия специалистов  и педагогов ДОУ в рамках работы ПМПк (см. приложение 10, часть 4). ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов Центре , объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико - коррекционного психолого - медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей  Центра  и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачами ПМПк  Центра  являются: выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в  Центра  возможностей; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Деятельность  педагога – психолога  регламентируется Положением   о ППМС Службе  в ОУ г. Нерюнгри,  Законом РФ «Об образовании",  федеральным Законом «Об  основных  гарантиях прав  ребёнка  в РФ», должностной  инструкцией педагога – психолога.

Цели: Создание эмоционально  комфортных  условий  для  всех  участников образовательного  процесса – детей, родителей, педагогов; повышение психологической  культуры родителей и педагогов; изучение особенностей  развития детей.

Задачи:

  • Диагностика уровня развития  психических процессов детей;
  • Организация  коррекционно – развивающей  помощи нуждающимся детям;
  • Психопрофилактическая работа  с педагогами  и родителями;

         Система работы психолого-педагогического процесса отражена в схеме №1 (см. приложение 10, часть 1) и включает в себя комплексное обследование детей (текущая и итоговая диагностика), писхопрофилактика и психопросвещение, взаимодействие с участниками образовательного процесса и непосредственно психолого-педагогический процесс (психокоррекция).

Отдельным направлением в работе педагога-психолога является формирование психологической готовности ребёнка к школе, коррекция его интеллектуального, социального и личностного развития. Совместная работа специалистов и педагогов по выше указанному направлению отражена в схеме №2 ( см. приложение 10, часть 2 Основными  формами работы педагога-психолога  с детьми, имеющими проблемы  в развитии, являются индивидуальные и подгрупповые  занятия. Продолжительность коррекционных  занятий  15-25 минут, в зависимости от  физиологического и  эмоционального состояния  детей.

Периодичность индивидуальных  занятий  с детьми  подготовительных  групп  - 2 раза   в неделю;  подгрупповых – 1  раз  в  неделю.  В подгрупповые занятия  включаются  дети из разных групп (с 4 до  7 лет), имеющие  проблемы коммуникативного  и эмоционально – волевого  характера).

Программно-методическое обеспечение работы педагога-психолога.

Перечень программ, технологий

 пособий

. Вархотова  Е.К., Дятко Н.В., Сазонова  Е.В. Экспресс – диагностика готовности  к школе.  – М.: Генезис, 1999.

. Стребелева  Е.А. Методические рекомендации к психолого- педагогическому изучению детей ( 2-3 лет). Ранняя  диагностика  умственного развития. – М.: Компания «Петит», 1994.

3 Стребелева Е.А. Психолого – педагогическая диагностика познавательного развития детей дошкольного  возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005

. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие  игры  в большое  счастье. Как сохранить психическое здоровье  дошкольника. – М.: Апрель  Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001.

Лютова Е.К., Монина Г.Б., Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными  и аутичными днтьми. – СПб.:  Речь, 2005.

 

Система комплексного психолого-педагогического обследования детей

Содержание

обследования

Форма

(перечень диагностических средств и методик)

Периодичность

Сроки

Документация

Кто проводит

Общий уровень речевого развития

Беседа с использованием «Альбома для логопеда» О.Б.Иншаковой.

1 раз в год

Апрель-май

Журнал обследования

Учитель-логопед

Уточнение заключения (углубленное обследование состояния звукопроизношения, грамматического строя, словарного запаса и связной речи) у детей, зачисленных на логопункт.

Методика обследования  С.Е.Большаковой

2 раза в год

Сентябрь, май

Протоколы обследования, речевые карты, аналитический отчет

Учитель-логопед

Общий уровень развития ребенка (для детей, сопровождающихся  ПМПК)

Беседы, тесты, наблюдения

1 раз в квартал

сентябрь, декабрь, март

Индивидуальные образовательные маршруты

Учитель-логопед, педагог-психолог

Диагностика готовности к школе

Экспресс-диагностика (Вархотова Е.К.)

2 раза в год

октябрь, апрель

Протоколы, аналитический отчет

Педагог-психолог

Уровень умственного развития детей 2-3 лет

Диагностика умственного развития детей раннего возраста по Е.А.Стребелевой

1 раз в год

декабрь

Протоколы, отчет

Педагог-психолог

Уровень развития интеллектуальных и психических процессов

Диагностика умственного развития детей до 4-х лет по Е.А.Стребелевой, детей от 4-х лет по Векслеру

По запросу

сентярь-май

Характеристики, протоколы

Педагог-психолог

 

2.3.4. Планирование работы с родителями

Мероприятия

Срок проведения

Проведение индивидуальных бесед с родителями для сбора анамнеза

1—15 сентября

Проведение индивидуальных бесед и консультаций

В течение года (каждую среду)

Посещение родителями фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий

В течение года (по желанию родителей)

Ведение индивидуальных тетрадей и альбомов детей по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических средств языка, развитию моторики и т.д.

В течение учебного года (записи делаются не реже 2 раз в неделю)

Проведение тематических родительских собраний:

Беседа по результатам обследования; характеристика речи детей; ознакомление родителей с планом работы на год; обсуждение организационных моментов и т.д.

Сентябрь

Подведение итогов работы за первое полугодие, анализ трудностей, анкетирование

Январь

Подготовка детей к поступлению в школу, формирование у детей положительной мотивации учебной деятельности.

Март

Подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период, анкетирование

Май

Совместная подготовка детей к выступлениям на праздниках, конкурсах и т.д.

В течение года

Оформление консультаций для родителей в уголке логопеда

В течение года ( с учетом интереса родителей)

 

 

Комментарии