Разработка рабочих программ в соответствии с ФГОС основного общего образования

Разработка рабочих программ в соответствии с ФГОС основного общего образования

Рекомендации по разработке рабочих программ

в соответствии с требованиями ФГОС

основного общего образования

 

Проведённое анкетирование педагогов образовательных учреждений области отделом научно-методического сопровождения ФГОС выявило большое количество затруднений, связанных с разработкой рабочих программ по учебным предметам, которые являются составной частью основной образовательной программы основного общего образования.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» в пункте 6 Статьи 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации сказано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится «разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации». В пункте 9 Статьи 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе  «образовательная  программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

Основным документом образовательного учреждения, описывающим механизм реализации требований федерального государственного образовательного стандарта, является основная образовательная программа образовательного учреждения. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Для конкретизации работы по ее реализации в конкретном классе по каждому учебному предмету учителем разрабатывается рабочая программа. Следовательно, рабочая программа – документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога в конкретном классе по определенному учебному предмету (курсу).

Следует заметить, что Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» не определены требования к рабочей программе. Каждое образовательное учреждение (организация) выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.

Однако во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует принять единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, закрепив это локальным актом «Положение  о рабочей программе», что согласно Закона «Об образовании в Российской Федерации» пункта 3 Статьи 28.

Нормативной базой для разработки педагогом общеобразовательного учреждения рабочих программ являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 06 октября 2009 года  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

  • Реестр основных образовательных программ;
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
  • Примерные программы по учебным предметам.

Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность – в том, что она разрабатывается педагогом для своей деятельности в конкретном классе.

Таким образом, рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Следует обратить внимание на то, что рабочая программа учебного предмета является индивидуальным инструментом педагога, предусматривающим  наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

При создании рабочих программ к учебным предметам, курсам возможны разные варианты, которые обязательно должны быть закреплены локальным актом образовательного учреждения. Рассмотрим некоторые из них:

1-й вариант

Часто учителя спрашивают, можно ли пользоваться готовыми, опубликованными  рабочими программами или они должны разрабатывать их сами?

Учитель  может использовать в качестве рабочей программы опубликованную программу, составленную авторскими коллективами с опорой на материалы определенного учебно-методического комплекта, если она соответствует структуре, зафиксированной в пункте 18.2.2.  ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки  от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  Обращаем внимание, что изданные материалы рабочих программ в большинстве случаев не содержат календарно-тематическое планирование, не учитывают региональные, национальные, этнокультурные особенности, поэтому требуют доработки.  В этом случае рабочая программа будет иметь следующие структурные  элементы:

  • Титульный лист (наименование общеобразовательного учреждения; название курса, для изучения которого написана программа; уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета); указание параллели, класса, в котором изучается курс; фамилия, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы; грифы рассмотрения, согласования и утверждения программы; год составления программы.).
  • Пояснительную записку (указать сведения об используемой программе: наименование, автор или составитель, год издания, цель обучения; кратко обосновать причины выбора программы; особенности её реализации в конкретном общеобразовательном учреждении.).
  • Календарно-тематическое планирование. (Образец см. в приложении № 1)
  • Учебно-методическое обеспечение рабочей программы (описание УМК, учебников, пособий, дидактических материалов, контрольно-диагностических материалов и проч.).

2-й вариант

Для учителя самостоятельно разрабатывающего рабочую программу учебного предмета (курса), необходимо ориентироваться на пункт 18.2.2. ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и примерную программу по учебным предметам, которая разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы учебных предметов (курсов) должны учитывать необходимость развития у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Программа должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество.

В этом случае структура программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  • Титульный лист (название программы).
  • Пояснительная записка.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся.
  • Тематическое планирование.
  • Содержание тем учебного курса.
  • Средства контроля.
  • Календарно-тематическое планирование.
  • Научно-методическое обеспечение рабочей программы.

3-й вариант

Учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную рабочую программу, составленную авторскими коллективами, но она не соответствует структуре, зафиксированной в пункте 18.2.2. ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». В этом случае педагогу необходимо внести изменения и дополнения в соответствии с вышеуказанной структурой.

Рабочая программа подлежит экспертизе, которая проводится поэтапно:

1 этап - рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программе образовательного учреждения по основной школе. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания и на титульном* листе  рабочей программы, например, в верхнем левом углу ставится гриф: «РАССМОТРЕНО». Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 № 00 (не позже протокола № 1 текущего учебного года). Подпись руководителя МО.

2 этап - анализируется заместителем директора на предмет ее соответствия учебному плану общеобразовательного учреждения. Гриф согласования ставится на титульном листе, например, в нижнем левом углу: «СОГЛАСОВАНО». Зам. директора (подпись). Расшифровка подписи. Дата.

3 этап - утверждается на педагогическом совете. Ставится гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДЕНО. Протокол заседания педагогического совета от 00.00.0000 № 00 (не позже протокола № 1 текущего учебного года). Подпись председателя педагогического совета

4 этап - рабочая программа вводится в действие приказом директора по образовательному учреждению.

Обращаем внимание еще на ряд вопросов, а именно:

  1. Учитель работает в нескольких классах одной параллели, рабочую программу составлять для каждого класса?

- Если учитель работает в одной параллели по одному учебно-методическому комплекту, то составляется единая рабочая программа.

  1. Примерные программы по учебным предметам, соответствующие ФГОС ООО написаны полностью для основной школы, а учитель составляет рабочую программу на 1 год. Можно ли в данной ситуации использовать метод накопительной папки, к примерной программе каждый год разрабатывать рабочую программу, состоящую из пояснительной записки, в которой дополнительно прописать результаты по годам обучения и календарно-тематического планирования?

– Да, такое возможно.  В этом случае в пояснительной записке необходимо прописать результаты, соответствующие конкретному году

 

 

 

 

*Форма титульного листа рабочей программы утверждается локальным актом образовательного учреждения

обучения. Ещё раз обращаем внимание на то, что это прописывается в локальном акте «Положение  о рабочей программе».

  1. Есть ли нормативные документы, определяющие форму календарно-тематического планирования в условиях реализации ФГОС ООО?

– Нет, школа устанавливает форму календарно-тематического планирования самостоятельно и отражает её в локальном акте «Положение  о рабочей программе».

 

Регистрация педагогов, воспитателей, учителей и других представителей системы образования России во Всероссийской сети работников образования осуществляется здесь https://worknet-info.ru/socset_rabotnikov_obrazovaniya

 

Комментарии