- I. Пояснительная записка
- Нормативно-правовая основа учебного плана
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (далее – ФКГОС);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучення в общеобразовательных учреждениях»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018-2019 учебном году»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018-2019 учебный год».
Инструктивно-методические документы:
- Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
- Письмо Комитета по образованию от 21.06.2016 № 03-20-2289/16-0-0 с приложением Инструктивно-методического письма «Об организации обучения по основным общеобразовательным программам по очно-заочной, заочной формам обучения»
- Письмо Комитета по образованию от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 с приложением Инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».
2.Режим работы ГБОУ СОШ № 360.
Учебный план ГБОУ СОШ № 360 на 2018/2019 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – Сан ПиН 2.4.2.2821-10)в ред. Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81), и предусматривает:
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V- IX классов;
Учебный год в ГБОУ СОШ № 360 начинается 01.09.2018 года, 25 мая 2019 года заканчивается 4 четверть, учебный год заканчивается 31 августа 2019 года.
Устанавливается в 5-9 классах-34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике
предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени каникул.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
ГБОУ СОШ № 360, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную Сан ПиН 2.4.2.2821-10.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 5-7 классов – не более 7 уроков;
для обучающихся 8-11 классов – не более 8 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и внеурочных занятий.
Между началом внеурочных занятий и последним уроком в ГБОУ СОШ № 360 предусмотрен перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в IV-V классах – 2 ч., в VI-VIII классах – 2,5 ч., в IX-XI классах – до 3,5 ч.
Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана ГБОУ СОШ № 360, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в учебном плане ГБОУ СОШ № 360 в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки.
классы | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
максимальное кол-во часов | 29 | 30 | 32 | 33 |
33 |
Начало занятий в 9.00.
Продолжительность урока в 5-9 классах – 40 минут.
Расписание звонков и продолжительность перемен соответствует требованиям пп.2.9.1., 2.9.3. СанПин 2.4.2. 2821-10
Перемены:
1 урок-9.00-9.40 10 минут
2 урок-9.50-10.30 20 минут
3 урок-10.50-11.30 20 минут
4 урок-11.50-12.30 10 минут
5урок-12.40-13.20 15 минут
6 урок-13.35-14.15 10 минут
7урок-14.25-15.05
Начало занятий дополнительного образования по истечении не менее 45 минут после последнего урока.
В V- IXклассах в ГБОУ СОШ № 360 только пятидневная учебная неделя (при соблюдении
гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
Обучение в 5-9 классах в ГБОУ СОШ № 360 ведётся в 1смену.
В ГБОУ СОШ № 360 обучение организуется только в очной форме.
3.Учебники и учебные пособия
ГБОУ СОШ № 360 для использования при реализации образовательных программ выбирает:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного
для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.
3.Особенности учебного плана
Учебный план для IX классов составлен на основе ФБУП-2004.
В ФБУП-2004 устанавливается соотношение между федеральным компонентом,
региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный компонент учебного плана определяет количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Перечень учебных предметов и минимальное количество учебных часов, отведенное
на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта
общего образования, являются обязательными.
В ГБОУ СОШ № 360 реализация учебного предмета «Математика» в IX классах ведётся учебными предметами «Алгебра» и «Геометрия».
В этом случае недельный учебный план основного общего образования представлен следующим образом:
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Математика | 5 | 5 |
|
|
| 10 |
Алгебра |
|
| 3 | 3 | 3 | 9 |
Геометрия |
|
| 2 | 2 | 2 | 6 |
В IX классах изучается интегрированный курс «Искусство» (34 часа в год).
Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 определены учебники, которые
используются при изучении учебного предмета «Искусство» в IX классах.
Максимальная нагрузка обучающихся соответствует нормативам, обозначенным в базисном учебном плане применительно к пятидневному режиму работы.
Учебный план реализуется в соответствии с программами, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации и Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
Часы вариативной части распределены в соответствии с образовательными потребностями учащихся, запросами родителей, а также целями и задачами образовательной программы ГБОУ СОШ №360.
Региональный компонент
Региональной спецификой данного учебного плана является:
- изучение «Истории и культура Санкт-Петербурга».
В ГБОУ СОШ № 360 в IX классах этот предмет изучается как модуль учебных предметов «История», «Литература» и «Искусство».
- изучение «Основ безопасности жизнедеятельности». В ГБОУ СОШ № 360 в IX классах этот предмет изучается как модуль учебного предмета «Физическая культура».
Модульное изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» служит для формирования у обучающихся системных знаний, умений и навыков, обеспечивающих здоровье и безопасность, ориентирован на освоение учащимися навыков безопасного и здорового образа жизни, защиты человека в чрезвычайных ситуациях, на адаптацию к жизнедеятельности в мегаполисе, формирование экологической культуры.
-введение дополнительных часов на изучение учебных предметов «Алгебра» и «Геометрия» в 8-9 классах всего 1 час в неделю в 8 классе и 1 час в неделю в 9 классе.
Часы учебного предмета «Технология» передаются в 9 классе в компонент образовательной организации для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
Компонент образовательного учреждения
В 9 классе часы компонента школы отводятся на организацию предпрофильной подготовки учащихся.
Организация предпрофильной подготовки в 9 классе
Предпрофильная подготовка учащихся помогает учащимся определиться в выборе будущего профиля обучения, направлении дальнейшего образования, а также созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. Предпрофильное обучение строится на основе индивидуализации учебного процесса, что обеспечивается выбором курсов, занятием в малых группах.
На организацию предпрофильной подготовки(элективные курсы) обучающихся в IX классе отводится 68 часов в год:
34 часа отводится на элективные учебные предметы и 34 часа для информационной и профориентационной работы.
Эти предметы призваны помочь учащемуся реализовать свой интерес к предметам, уточнить свою готовность и способность к изучению предметов на повышенном уровне, должны стать основой для ориентации учащегося в мире современных профессий.
Они знакомят учащихся с комплексными проблемами, выходящими за рамки традиционных учебных предметов.
Целью профориентационной работы является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах , учреждениях начального и среднего специального образования.
Перечень курсов предпрофильной подготовки в 9-х классах .
Учебные предметы предпрофильной подготовки - предметы по выбору учащихся
На уровне основного общего образования организованы элективные предметы двух видов:
- ориентационные элективные предметы, которые проводятся для оказания помощи ученику в его профильном (профессиональном) и социальном самоопределении; помогают увидеть многообразие видов деятельности, оценить свои способности и склонности и соотнести с реальными потребностями рынка национального, регионального и местного рынка труда. Подобные курсы помогают построить свою образовательную траекторию.
- пробные элективные предметы помогают учащимся утвердиться (или отказаться) от сделанного выбора дальнейшего обучения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности:
Предметно-ориентированные пробы проверяют готовность и способность учеников осваивать выбранный предмет на повышенном уровне: создают условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля);
Профессиональные пробы ориентированы на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности.
Элективные учебные предметы предпрофильной подготовки
№ | Название элективного учебного предмета | Предмет | Кол- во часов | Форма аттеста ции |
1. | «Заговори, чтобы я увидел» (Культура речи. Языковая норма) | Русский язык | 34 | зачёт |
2. | «Симметрия в окружающем мире» | Математика | 17 | зачёт |
5. | «Человек - лаборатория химических элементов» | Ориентационный, межпредметный | 17 | зачёт |
6. | «К проекту через HTML»
| Информатика | 17 | зачёт |
7. | «Основы экскурсоведения» | Надпредметный | 17 | зачёт |
8. | Математика для каждого | предметный | 34 | зачёт |
9. | «Избранные вопросы математики» | Математика | 17 | зачёт |
10 | Решение задач на проценты | Математика | 12 | зачёт |
11 | Текст под микроскопом | Русский язык | 17 | зачёт |
Промежуточная аттестация - Промежуточная аттестация подразделяется на текущую, включающую в себя поурочное, потемное и четвертное оценивание результатов учебы учащихся, и годовую аттестацию по результатам за учебный год. |
- Текущая аттестация обязательна для всех учащихся школы. Итоговая аттестация |
-К государственной итоговой аттестации допускаются все учащиеся 9-х классов, освоившие основные образовательные программы основного общего образования и не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план, имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительно. |
.
II. Годовой учебный план для 9 классов на 2018/2019 учебный год
Учебные предметы | Количество часов в год | Всего
| ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Федеральный компонент | ||||||
Русский язык | 204 | 204 | 136 | 102 | 68 | 714 |
Литература | 68 | 68 | 68 | 68 | 102 | 374 |
Иностранный язык (английский) | 102 | 102 | 102 | 102 | 102 | 510 |
Математика | 170 | 170 |
|
|
|
850 |
Алгебра |
|
| 102 | 102 | 102 | |
Геометрия |
|
| 68 | 68 | 68 | |
Информатика и ИКТ |
|
|
| 34 | 68 | 102 |
История | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 340 |
Обществознание (включая экономику и право) |
| 34 | 34 | 34 | 34 | 136 |
География |
| 34 | 68 | 68 | 68 | 238 |
Природоведение | 68 |
|
|
|
| 68 |
Физика |
|
| 68 | 68 | 68 | 204 |
Химия |
|
|
| 68 | 68 | 136 |
Биология |
| 34 | 68 | 68 | 68 | 238 |
Искусство |
|
|
| 34 | 34 |
272 |
Музыка | 34 | 34 | 34 |
|
| |
Изобразительное искусство | 34 | 34 | 34 |
|
| |
Технология | 68 | 68 | 68 | 34 |
| 238 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
| 34 | 0 | 34 |
Физическая культура | 102 | 102 | 102 | 102 | 102 | 510 |
Итого: | 918 | 952 | 1020 | 1054 | 1020 | 4964 |
Региональный компонент и компонент образовательной организации при шестидневной учебной неделе |
|
|
|
|
|
|
История и культура Санкт-Петербурга | 34 | 34 | 34 | 34 |
| 136 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 34 | 34 | 34 |
|
| 102 |
Алгебра |
|
|
| 17 | 17 | 34 |
Геометрия |
|
|
| 17 | 17 | 34 |
Элективные учебные предметы (предпрофильная подготовка) |
|
|
|
| 68 | 68 |
Итого по компоненту: | 68 | 68 | 68 | 68 | 102 | 374 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка | 986 | 1020 | 1088 | 1122 | 1122 | 5338 |
III. Недельный учебный план для 9 классов на 2018/2019 учебный год
Учебные предметы | Количество часов в неделю | |||||
V | VI | VII | VIII | IX | всего | |
Федеральный компонент | ||||||
Русский язык | 6 | 6 | 4 | 3 | 2 | 21 |
Литература | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 |
Иностранный язык (английский) | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Математика | 5 | 5 |
|
|
| 10 |
Алгебра |
|
| 3 | 3 | 3 | 9 |
Геометрия |
|
| 2 | 2 | 2 | 6 |
Информатика и ИКТ |
|
|
| 1 | 2 | 3 |
История | 2 | 2 | 2 | 2 |