Сводный обзор основных образовательных программ дошкольного образования

Программы воспитания и обучения детей в ДОУ

Программа «Радуга» (авторский коллектив – сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Под руководством Т.Н. Дороновой, кандидата педагогических наук).
 
Авторы программы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие долгодействующие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и др. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. Воспитание должно строиться на основе взаимопонимания, любви и уважения к интересам и потребностям маленького человека.
Авторы программы назвали ее «Радуга», образно сравнивая с настоящей радугой – семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка:
- физическая культура;
- игра;
- изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством);
- конструирование;
- занятия музыкальным и пластическим искусством;
- занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром;
- математика.
Перед педагогами выдвигаются общие задачи:
- создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить годы дошкольного детства;
- обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);
- способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
- формировать активное и бережное уважительное отношение к окружающему миру;
- приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).
 
Программа «Развитие»  (авторский коллектив – сотрудники института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, а лаборатории способностей и творчества под руководством Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко).
 
В основу программы «Развитие», как указывают авторы, взяты два теоретических положения.
Первое – это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, в которой «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения.
Второе – это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей. Однако эти способности развиваются у детей неравномерно, а их потенциальные возможности используются далеко не полностью. Только при специальном педагогическом руководстве происходит их гармоничное развитие. Выделяются сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие способности, которые позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях и осознанно относится к собственной деятельности. Развитие способностей происходит в процессе включения ребенка в разные виды деятельности - конструктивную, изобразительную, игровую и др.
Программа требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую образовательную работу.
 
Программа «Детство» (авторский коллектив – преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством В.И. Логиновой)
 
«Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания ребенка-дошкольника в разных видах деятельности. Цель программы - всестороннее развитие ребенка через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Ее авторы предлагают развивать ребенка не за счет ускоренных методов обучения, а посредством создания благоприятных условий, условий, соответствующих его возрастным особенностям.
Другая задача, не менее важная – умения взрослого видеть в ребенке личность. Основной вид деятельности детей, разумеется, это игра. В игре ребенок получает тот бесценный опыт, который влияет на всю его последующую жизнь. Естественная для дошкольного возраста деятельность, игра, воплощает основные потребности ребенка в этом возрасте.
Содержание программы условно объединено вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Блок «Познание» предназначен помочь дошкольникам освоить разные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развить познавательную активность, любознательность. На основе развивающихся познавательных умений и возможностей ребенка происходит формирование правильного отношения к объектам и предметам окружающего мира.
Блок «Гуманное отношение» ориентирует детей на доброжелательное, заботливое отношение к миру. Это понимание детьми жизненных потребностей всего живого, эмоциональных и физических состояний людей, способность к сопереживанию и проявлению активного, действенного участия к близким, сверстникам, другим людям, а также животным и растениям.
Блок «Созидание» помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развивать детскую активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Блок «Здоровый образ жизни» создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Каждое занятие имеет семь постоянных частей: первые две части разносторонне представляют познавательное развитие; затем следует часть, посвященная развитию речи, далее – развитию математических представлений, рисованию, лепке (или аппликации) и завершают занятие ситуации общения.
 
Программа «Из детства в отрочество» (временный научный коллектив под руководством Т.Н. Дороновой).
 
Программа «Из детства в отрочество» задумана и разработана как комплексная программа для родителей и педагогов, воспитывающих детей в возрасте от 4 до 10 лет. Работа по программе может осуществляться в трех направлениях: в воспитательно-образовательных учреждениях с решением задач дошкольного и начального образования («Школа - детский сад»), в детских садах, а также в работе с детьми, которые нерегулярно посещают дошкольное учреждение.
Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для:
- формирования здоровья и развития детей путем профилактики и коррекции ранних отклонений;
- воспитания в условиях уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей, умения общаться со взрослыми и сверстниками;
- образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей.
Взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни детского сада, родители могут приобрести опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. При желании каждый родитель может более подробно изучить интересующий его вопрос, познакомиться со всем комплектом методических материалов, получить консультации и рекомендации у педагогов-специалистов. Образовательно-воспитательный процесс осуществляется по следующим направлениям:
- развитию речи;
- литературному образованию;
- познавательному развитию;
- математике;
- рисованию и лепке;
- художественному труду;
- музыкальному развитию;
- театрализованной деятельности.
 
Образовательная система «Школа 2100». Программа «Детский сад 2100»
Программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100».В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого. Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования. Программа рекомендована Российской академией образования.
 
Программа воспитания и обучения в детском саду
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой - это одна из лучших современных программ по дошкольному воспитанию. Без преувеличения можно сказать, что большинство детских садов России и ближнего зарубежья работают именно по ней. Программа пользуется заслуженным признанием, потому что предлагает ясные, научно обоснованные, апробированные практикой методики дошкольного обучения и воспитания. И что особенно важно, данная программа по всем разделам обеспечена методическими пособиями и рабочими тетрадями. Программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку к дальнейшему обучению в школе. Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной, что дает возможность осуществить их всестороннее развитие и воспитание. Кроме того, в программе предусматриваются охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых качеств.
 

С целью обсуждения насущных вопросов развития образования в России регистрация работников образовательных учреждений субъектов РФ осуществляется во ВСЕРОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ здесь https://worknet-info.ru/socset_rabotnIkov_obrazovaniya

Комментарии