Министерство Просвещения РФ - проблемы и перспективы развития общего образования

О прогнозах развития деятельности Министерства Просвещения РФ

Президент РФ Владимир Путин назначил министром просвещения Ольгу Васильеву. Она руководила Минобрнауки почти два года, за это время она, в частности, успела заняться нововведениями в школьном образовании и вопросом достижения российскими вузами высоких мест в международных рейтингах, сообщают РИА "Новости".

 

Новый министр накануне 1 сентября

 

 

В августе 2016 года президент России Владимир Путин принял решение об отставке министра образования РФ Дмитрия Ливанова. Изменения в сфере образования и науки, которые произошли за время его руководства ведомством, критически восприняли как в обществе, так и в экспертной среде. Тогда было принято решение назначить главой министерства образования и науки РФ сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву, которая к моменту своего назначения имела достаточно большой педагогический стаж, как в школьном, так и высшем образовании.

 

Однако общество с осторожностью восприняло тот факт, что ее исследовательская деятельность была посвящена истории религии. Тем не менее, меры по совершенствованию образования, которые она озвучила сразу после назначения, в профессиональном сообществе в целом были восприняты положительно. Вместе с тем, к маю 2018 года далеко не все поставленные задачи Васильевой удалось решить.

 

Министр-учитель

 

 

По первому образованию Васильева является школьным учителем музыки, кем она и работала в первые годы своей трудовой биографии. Однако позже она получила историческое образование, а областью ее научных интересов стала история церкви. Будущий министр прошла путь от младшего научного сотрудника Института истории Академии наук СССР до ведущего научного сотрудника и руководителя Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН. Ее докторская диссертация была посвящена теме "Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг."

 

"Я этой теме в свое время отдала много лет жизни. Когда мы начинали с моими коллегами, это конец 80-х — начало 90-х, когда открылось огромное количество архивов, трудно себе представить, что тема, посвященная религии, истории церкви, религиозным организациям, их деятельности и присутствия в жизни российского общества, эта тема была закрыта", — рассказывала Васильева студентам РАНХиГС, которым в октябре 2017 года прочитала лекцию об истории православной церкви.

"Я провела в архиве 16 лет. Считаю, что это лучшие годы моей жизни", — отметила тогда министр.

До своего назначения на пост министра Васильева также занимала должности заведующей кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ, замдиректора департамента культуры правительства РФ и замглавы управления президента РФ по общественным проектам.

Сразу после назначение Васильевой главой Минобрнауки многие высказывали мнение, что ее опыт поможет ей на посту министра, так как она сможет больше прислушиваться к педагогическому сообществу и будет больше внимания уделять вопросам воспитания.

 

 

Обновление министерства

 

 

Свое назначение Васильева начала со смены заместителей министра. В течение полутора лет состав ведомства обновился полностью. Из команды предыдущего главы Минобрнауки дольше всех на посту замминистра проработала Людмила Огородова. Но и она покинула Минобрнауки в начале 2018 года, заняв должность замгубернатора Томской области. Вместе с тем статус заместителя министра получил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

 

В январе 2018 года число заместителей министра образования и науки было увеличено с 7 до 8, а в команде произошло перераспределение полномочий. Однако согласно материалам сайта Минобрнауки, к марту 2018 года так и не был назначен замминистра, курирующий высшую школу.

 

"Школьные перемены"

 

 

С приходом нового министра в системе образования прошел целый ряд перемен. Обсуждаемой стала новость о возможном введении в школы обязательного курса о православии, причем с 1 по 11 класс. В ведомстве тогда заверили, что предмет, посвященный изучению православной культуры, не будет вводиться в школьную программу на обязательной основе. Также в начале своей работы на посту министра Васильева объявила о возвращении в школьную программу астрономии как отдельного предмета.

 

Кроме того, Васильева объявила о намерении сделать ЕГЭ по истории обязательным. Однако министр пообещала, что экзамен будет проверять знания школьников только по базовому курсу предмета, а все школьники начнут его сдавать без исключения не раньше 2020-2022 годов.

Летом 2017 года Васильева также предложила передать функцию учредительства образовательных организаций дошкольного, школьного и средне-профессионального образования регионам. В интервью РИА Новости министр рассказала, что системе образования РФ необходимо "огосударствление" на новом технологическом уровне, чтобы контролировать финансирование образовательных организаций. Она поясняла, что сейчас управление школами отдано на муниципальный уровень.

Столкнувшись с проблемой детского суицида в социальных сетях Минобрнауки также заявило, что в школах появятся уроки кибербезопасности и начнется развитие психологической помощи школьникам. Васильева не раз заявляла о необходимости возвращения в школы ставки психологов, однако штатное расписание школы, как пояснили тогда в Минобрнауки, находится в распоряжении ее директора, и решение ввести ставку психолога может принять только руководитель образовательной организации, в свою очередь федеральное министерство может только рекомендовать это сделать.

При Васильевой ведомству также было поручено повысить качество экспертизы школьных учебников. В декабре 2017 года министр сообщила, что новая экспертиза будет готова к февралю-марту 2018 года, однако она так и не была представлена общественности. В апреле стали известны результаты дополнительной экспертизы, которую проводила Российская академия образования (РАО). Васильева сообщила, что ее не прошли почти треть школьных учебников.

 

Высшая школа

 

 

Что касается высшего образования, то перед новым министром стояла задача по выполнению поручения президента в достижении российскими вузами высоких мест в международных рейтингах. Глава Минобрнауки предложила резко сократить число вузов-участников проекта по повышению их конкурентоспособности за рубежом до шести, исключив из их числа те учебные заведения, которые не показывают должных результатов. В свою очередь вице-премьер Ольга Голодец предостерегла тогда от "резких движений" в этой сфере, чтобы не перечеркнуть все достижения прошлых лет.

 

Проект был создан во исполнение указа президента, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В качестве главного комплексного индикатора достижения конкурентоспособности рассматривалось вхождение не менее 5 ведущих российских университетов в топ-100 мировых рейтингов QS, THE и ARWU к 2020 году. На сегодняшний день многим вузам действительно удалось значительно продвинуться на мировой арене. Однако пока вопрос, смогут ли пять из них войти в топ-100, остается открытым.

Также Васильева раскритиковала ректоров вузов, повышающих зарплату лишь отдельным педагогам, при этом отчитываясь о высокой средней заработной плате в коллективе. Проверки таких отчётностей будут ужесточаться, а в отношении ректоров — приниматься соответствующие решения, заявила министр в ноябре 2017 года.

 

Большая стройка

 

 

Одним из самых масштабных проектов для министерства в эти годы стала программа по строительству новых школ, на которую выделяются средства и из федерального бюджета. Она рассчитана на 2016-2025 годы и направлена, в том числе, на ликвидацию второй и третьей смены в российских школах.

По словам Васильевой, проблему третьей смены в школах решить практически удалось. Однако в связи с повышением рождаемости в последние годы, число школьников, обучающихся в третью смену, вновь несколько увеличилось. Тем не менее замминистра Валентина Переверзева ранее констатировала значительное отставание в реализации программы.

Также президент РФ Владимир Путин поставил задачу перед министерством обеспечить все российские семьи с детьми местами в яслях. Президент отметил, что за три года необходимо создать более 270 тысяч мест в яслях. Для решения этой задачи, по его словам, регионам выделят 50 миллиардов рублей из федерального бюджета.

Васильева в свою очередь объявила, что в ближайшие два года в России будет построено 729 новых дошкольных учреждений. Доступность мест в дошкольных учреждениях для детей в возрасте до трех лет на 1 января 2018 года составила менее 80%, сообщила Васильева в марте этого года.

 


С целью обсуждения насущных вопросов развития образования в России регистрация работников образовательных учреждений субъектов РФ осуществляется во ВСЕРОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ здесь https://worknet-info.ru/socset_rabotnIkov_obrazovaniya

Комментарии