Фрагмент урока по окружающему миру "Зимник праздники"

Комментарии · 2441 Просмотры

Программа « Перспектива» (автор А.А.Плешаков) 2 класс Тема: «Зимние праздники», Тип урока: Открытие нового знания

Тип урока: Открытие нового знания

Цели и задачи урока:

1.Образовательные:

- познакомить учащихся с зимними праздниками «Новый год» и «Рождество»

2.Развивающие: развивать устную речь учащихся, интерес к новым знаниям и любознательность

3.Воспитательные: воспитывать уважение  к традициям других народов

Образовательные ресурсы: учебник 2 класс Плешаков А.А. 2 класс, 2 часть, стр. 24-27, презентация, раздаточный материал ( шишки и ветки ели, сосны, кедра, лиственницы; старинные и современные игрушки)

Технология  урока: развитие критического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать особенности Рождественского праздника в странах Запада и России;

- иметь представление о происхождении и особенностях зимних праздников;

- знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю

Метапредметные:

- умение контролировать и оценивать свои учебные  действия  на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- сотрудничать в совместном  решении поставленной задачи;

- различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России;

Личностные:

- развивать устную речь;

- понимать, что обычай  украшать ель возник как атрибут  Рожественского праздника, а затем закрепился  как новогодний  обычай;

- развивать внимание, память

-владеть навыками сотрудничества с одноклассниками

Тип урока: Открытие нового знания

Цели и задачи урока:

1.Образовательные:

- познакомить учащихся с зимними праздниками «Новый год» и «Рождество»

2.Развивающие: развивать устную речь учащихся, интерес к новым знаниям и любознательность

3.Воспитательные: воспитывать уважение  к традициям других народов

Образовательные ресурсы: учебник 2 класс Плешаков А.А. 2 класс, 2 часть, стр. 24-27, презентация, раздаточный материал ( шишки и ветки ели, сосны, кедра, лиственницы; старинные и современные игрушки)

Технология  урока: развитие критического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать особенности Рождественского праздника в странах Запада и России;

- иметь представление о происхождении и особенностях зимних праздников;

- знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю

Метапредметные:

- умение контролировать и оценивать свои учебные  действия  на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- сотрудничать в совместном  решении поставленной задачи;

- различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России;

Личностные:

- развивать устную речь;

- понимать, что обычай  украшать ель возник как атрибут  Рожественского праздника, а затем закрепился  как новогодний  обычай;

- развивать внимание, память

-владеть навыками сотрудничества с одноклассниками

Тип урока: Открытие нового знания

Цели и задачи урока:

1.Образовательные:

- познакомить учащихся с зимними праздниками «Новый год» и «Рождество»

2.Развивающие: развивать устную речь учащихся, интерес к новым знаниям и любознательность

3.Воспитательные: воспитывать уважение  к традициям других народов

Образовательные ресурсы: учебник 2 класс Плешаков А.А. 2 класс, 2 часть, стр. 24-27, презентация, раздаточный материал ( шишки и ветки ели, сосны, кедра, лиственницы; старинные и современные игрушки)

Технология  урока: развитие критического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать особенности Рождественского праздника в странах Запада и России;

- иметь представление о происхождении и особенностях зимних праздников;

- знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю

Метапредметные:

- умение контролировать и оценивать свои учебные  действия  на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- сотрудничать в совместном  решении поставленной задачи;

- различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России;

Личностные:

- развивать устную речь;

- понимать, что обычай  украшать ель возник как атрибут  Рожественского праздника, а затем закрепился  как новогодний  обычай;

- развивать внимание, память

-владеть навыками сотрудничества с одноклассниками

Тип урока: Открытие нового знания

Цели и задачи урока:

1.Образовательные:

- познакомить учащихся с зимними праздниками «Новый год» и «Рождество»

2.Развивающие: развивать устную речь учащихся, интерес к новым знаниям и любознательность

3.Воспитательные: воспитывать уважение  к традициям других народов

Образовательные ресурсы: учебник 2 класс Плешаков А.А. 2 класс, 2 часть, стр. 24-27, презентация, раздаточный материал ( шишки и ветки ели, сосны, кедра, лиственницы; старинные и современные игрушки)

Технология  урока: развитие критического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать особенности Рождественского праздника в странах Запада и России;

- иметь представление о происхождении и особенностях зимних праздников;

- знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю

Метапредметные:

- умение контролировать и оценивать свои учебные  действия  на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- сотрудничать в совместном  решении поставленной задачи;

- различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России;

Личностные:

- развивать устную речь;

- понимать, что обычай  украшать ель возник как атрибут  Рожественского праздника, а затем закрепился  как новогодний  обычай;

- развивать внимание, память

-владеть навыками сотрудничества с одноклассниками

Тип урока: Открытие нового знания

Цели и задачи урока:

1.Образовательные:

- познакомить учащихся с зимними праздниками «Новый год» и «Рождество»

2.Развивающие: развивать устную речь учащихся, интерес к новым знаниям и любознательность

3.Воспитательные: воспитывать уважение  к традициям других народов

Образовательные ресурсы: учебник 2 класс Плешаков А.А. 2 класс, 2 часть, стр. 24-27, презентация, раздаточный материал ( шишки и ветки ели, сосны, кедра, лиственницы; старинные и современные игрушки)

Технология  урока: развитие критического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать особенности Рождественского праздника в странах Запада и России;

- иметь представление о происхождении и особенностях зимних праздников;

- знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю

Метапредметные:

- умение контролировать и оценивать свои учебные  действия  на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- сотрудничать в совместном  решении поставленной задачи;

- различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России;

Личностные:

- развивать устную речь;

- понимать, что обычай  украшать ель возник как атрибут  Рожественского праздника, а затем закрепился  как новогодний  обычай;

- развивать внимание, память

-владеть навыками сотрудничества с одноклассниками

Этап урока

Деятельность учителя

(содержание урока)

Организационный Организация рабочего места. Приветствие

мотивация

Актуализация знаний учащихся

 

Практическая работа.

сотрудничество

 

 

 

Постановка учебной задачи и ее решение

 

 

 

Открытие новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельный поиск информации по заданию

 

 

Работа по учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

 

 

 

Работа у доски. Сравнение календарей

 

 

 

Физминутка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельный поиск информации по заданию

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

Самостоятельный поиск информации по заданию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проигрывание  деревенского вечера на Рождество.

 

Обобщение изученного

 

 

Инструктаж  по домашнему заданию

 

Рефлексия

 Итог урока

 

 

1слайд

После ответа на вопрос или выполненного задания вы будете получать цветные жетончики.

Красный - молодец!

Зелёный - есть ошибка.

Жёлтый – подумай!

В конце урока подведём итог. Посмотрим, кто больше украсит нашу елочку.

 2слайд

 А сейчас ответьте на несколько моих вопросов.

Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?

Как выглядят зимой хвойные растения?

 По каким признакам можно узнать растения зимой?

Работа в группах

Перед вами лежат шишки хвойных деревьев. Соотнесите ветку с шишкой, которую вы знаете. Определите, с какого дерева она отпала.

Зачем нужна шишка на дереве? А зачем их так много на дереве? Кто питается в лесу семенами этих шишек?

Семенами, каких шишек не прочь полакомиться и вы? Семена в этих шишках называются …?

Ядро  кедрового орешка – кладезь полезных веществ. Они содержат витамины роста. Всего 3 орешка в день восполнят суточную потребность в витамине Е.

О зимних изменениях в живой и неживой природе писали  поэты и  писатели, художники и композиторы.

 В  своих произведениях они  описывали  красоту зиму.

 3слайд

Какие стихи можно прочитать, глядя на красоту зимнего леса? А чем ещё прекрасна зима? О чем сегодня будем говорить на уроке? Какие  цели  мы поставим на уроке? Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Какие цели мы поставим на уроке?

 Хорошо, а так же:

- знать особенности Рождественского праздника в странах Запада и России;

- иметь представление о происхождении и особенностях зимних праздников;

- узнаем откуда пришел к нам  обычай украшать ель ,в какое время они празднуются

- узнаем о существовании двух типов календарей

 -узнаем, в какое время они празднуются,  и кто повелел праздновать в России зимние праздники

Послушайте стихотворение поэта Сергея Козлова и угадайте, о каком празднике говорит нам поэт?

В декабре метёт позёмка,

Мёрзнет солнышко в окне.

- Тук- тук- тук!

- Войдите!

Ёлка вся в снегу пришла ко мне,

Сразу в доме стало тесно,

Жутко, весело, чудесно –

Будто весь огромный лес

Через форточку залез!

Так писатель - сказочник и поэт Сергей Козлов написал про чудесную гостью, с которой в наши дома приходят любимые зимние праздники.

 4слайд 

 Кто из вас может назвать эти праздники? Кто мне может сказать, когда мы отмечаем Новый год?   А кто готов показать его на календаре? Давайте узнаем историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год.

5слайд

1.      С  древности люди  по-разному  определяли начало года. У древних римлян год начинался в марте. Почему именно этот месяц выбрали древние греки? В этом месяце природа пробуждается  от зимнего сна и начинается подготовка  к работам в поле и в саду. А я слышала ,что в старину на Руси год начинался 1 марта. Так было у всех народов мира? Нет. В еврейском календаре и сейчас новый год начинается осенью. Это связано с появлением новой Луны. А в мусульманском календаре дата нового года передвигается в  течение 30 лет по всем сезонам. И праздник Нового года отмечается даже летом.

Работа по учебнику

Откройте учебник на стр. 26 и прочитайте про зимний Новый год самостоятельно.

 Когда в странах Запада отмечают начало Нового года?

С какого времени в России начали праздновать Новый год?

Кто установил празднование Нового года в России в зимнее время?

 6 -7 слайды

Обычай украшать ель на зимние праздники пришел к нам от народов Германии. С самого основания  Санкт-Петербурга в городе жило много переселенцев из Германии. В немецких семьях  символом праздника Рождества Христова была ель, украшенная  игрушками, сладкими подарками и горящими свечами. Как знак милосердия ,добра и всепрощения рождественская ель постепенно завоевала сердца городских, а затем и сельских жителей всей России. Любим чудесное деревце и мы, современные люди.

А  кто–нибудь  знает, что такое старый Новый год? Давайте об этом прочитаем. (учебник стр.  27)

Новый год- это не единственный и, можно сказать, не главный праздник середины зимы. Какой еще замечательный праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными елками, елочными игрушками?

  Как вы думаете, от какого слова происходит название  праздника Рождество Христвово? Кто родился в этот день? Рождество  Христово  встречают  в  странах  Запада  и  России  в  разное время, так  как  на Западе его отмечают  по  новому  гражданскому  календарю  ( 25 декабря),  а  в  России - по православному (7 января).

 8слайд

Посмотрите. Чем он не похож на предыдущие календари? Что вы заметили в нём  интересного?

- Выделено  ли  праздничным днем  14 января? (нет)

В календаре православных праздников 2018 года имеются даты как  постоянные, так и переходящие, которые зависят от дня Пасхи. Великими праздниками считаются следующие: 7 января–Рождество Христово. В этот день весь православный мир празднует рождение Христа, даты разняться на 2 недели из-за различий в церковных календарях.

 9слайд

  Ну-ка, ребятки, встали! Вы у бабушки с дедушкой в деревне. Вышли утром во двор, а там – мороз трескучий. Ох, и холодно! Снегу навалило!

А мы согреемся: потопаем ногами! Веселей, быстрей! Теперь похлопаем руками в толстых рукавицах – хлопаем, хлопаем!

Смотрим, а дровишки-то кончились! Берем топоры, рубим дрова! Энергичней, дружней! Еще немного! Вот какую кучу нарубили!

А дорожка-то снегом запорошена! Взяли в руки лопаты! Чистим дорожки! А снег-то пушистый, морозный, сыпучий! Хорошо идет работа! Ну, что же, поработали – можно и в снежки поиграть!

Хорошо! Вон как все разрумянились! Здоровье в порядке?

Работа по учебнику

Теперь самостоятельно  прочитайте  как отмечают Рождество  в странах Запада.

Когда  же в странах Запада отмечают Рождество Христово? Какие слова вам показались непонятными?

 10слайд

Кто знает, что такое вертеп?

 Вертеп- это пещера, в ней укрывались от непогоды и на ночь домашнее животные. В такой пещере родился Иисус Христос. В память об этом к празднику Рождества Христова мастерят плоское или объемное изображение пещеры с яслями, в которых лежал младенец Иисус; рядом- Богоматерь, старец Иосиф и мудрецы-звездочеты с дарами.

11слайд

А теперь давайте вернемся с вами в Россию. У нас Рождественский праздник отмечается 7 января. В старину и в селах, и в городах ребятишки и молодежь обходили дворы с Рождественской звездой, пели песенки с добрыми пожеланиями, которые называются колядками. Хозяева щедро одаривали гостей вкусными пирогами и печеньем в виде лошадок, коровок, козочек. Такое печенье в старину называли КОЗУЛЬКИ.

 А как вы думаете, чем украшали ёлку в те давние времена? Рождественскую  елку украшали  по  особенному: на верхний ярус вешали яблоки, середину украшали лепешками, а на  нижний ярус ставили свечи.

 У вас на партах лежат коробочки  с игрушками, посовещайтесь и покажите мне   старинные  игрушки.  Почему вы так считаете?  

 12-13слайды

 Скажите, пожалуйста, где можно взять информацию об этом празднике?

  Не  было  на   Руси  более   веселого  праздника,  чем святки. Все 12  дней  заполнялись выдумками  и  проказами. В некоторых  местах святки  называли  Колядою. У святок  3 обычая  Ряженье, Баловство, Гадание.

 14слайд

Молодежь заранее начинала готовиться к святочным  проделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной и одинокой старухи, заготавливали дрова, лучины, принимались за изготовление святочных масок, костюмов, разучивали песенки-колядки, шутки, игры, проказы. И вот наступало Рождество. Ряженые с обязательным атрибутом Рождественским фонарем (символом Вифлеемской звезды, которая указала путь к младенцу), колокольчиком  ходили  из дома в дом, вокруг них собиралась большая толпа. Ряженые приплясывали, играли на дудочках и гармошках, смешили людей шутками. Колядовщиков  ждали и  встречали  с радостью, ведь всем хотелось, чтобы Новый год был добрым и хорошим. Каждая семья готовила для  колядовщиков  угощение –конфеты, булочки, кренделя, пряники, которые были сделаны  виде  фигурок животных. Хозяева с неподдельным удовольствием выслушивали колядки. Так с шумом, весело молодежь обходила дома. Потом все собирались в избе и устраивали  пир -  съедали все, что насобирали по домам. 

 15слайд

  К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда.

16слайд

  Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога.

 17слайд

Хотелось бы вам побывать в деревне в Рождественскую ночь? Давайте заглянем в одно из окошек.

18слайд Картинка  колядования.

19слайд

Наш урок подходит к концу.

Закончите предложения:

- В странах Запада Рождество Христово отмечают…(25 декабря, 7января, 14 января)

- В России Рождественский праздник отмечают…(7января, 1 января, 19 января)

- Новый год празднуют…(1 января,14 января, 7 января)

- Старый Новый год отмечают…(19 января,14 января,1января)

20слайд.

1.      Прочитать текст в учебнике ( стр.24-27), ответить на вопросы  

  1. Выучить песенку – колядку стр.14 № 1 в тетради.
  2. Рассказать, как принято отмечать Новый год в вашей семье. Какие подарки вы дарите друг другу?

21 слайд «Незаконченное предложение»

Я сегодня узнал…     Я сегодня научился

Мне было интересно на уроке…            Мне не понравилось на уроке…

Что же желают друг другу люди в рождество и новый год. Самое главное богатство – здоровье.

В конце урока я хочу рассказать вам притчу. Однажды шли три странника. В пути их застала ночь. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил: "Кто вы?"Здоровье, Любовь и Богатство. Впустите нас переночевать. Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьей, кого из вас впустить.
Больная мать сказала: "Давайте впустим Здоровье". Дочь предложила впустить Любовь, а жена - Богатство. Пока они спорили, странники исчезли. Возьмёмся за руки, сделаем большой хоровод, закроем глаза, вспомним что - нибудь  хорошее и пожелаем своим друзьям, родным, близким, чтобы в их дом в новом году пришли и остались все три странника.

Комментарии