Развитие эффективного государственно - общественного управления общеобразовательной организации

Комментарии · 2175 Просмотры

Материалы конкурса

Государственно-общественное управление эффективно при оптимальном сочетании государственных и общественных начал в интересах человека, социума, власти. Оно представляет собой интеграцию трех направлений работы: демократизация управления, развитие профессионального сообщества педагогов  и органов самоуправления, в которых представлены обучающиеся, родители и общественность. Критериями эффективности государственно-общественного управления образованием являются:

  • улучшение финансового, нормативно-правового и информационного обеспечения;
  • взаимоотношения участников образовательного процесса;
  • качество внеурочной и внешкольной воспитательной работы;
  • уровень сформированности компетентности обучающихся и педагогов.

    В последнее время наша школа, как и многие другие,  под воздействием запросов социума  была вынуждена искать не только новые формы организации образовательного процесса, но и учиться социальному партнерству, создавать развитую инфраструктуру общественно-государственного соуправления.  

Опыт работы, на наш взгляд, у каждого образовательного учреждения индивидуальный, а результатом является своя уникальная модель взаимоотношений. Сегодня в первую очередь возникла острая потребность в  образовательных учреждениях, которые способны бережно хранить нравственные ценности, обладать высокими духовными потребностями, и вместе с тем готовящих делового человека, отличающегося творчеством и предприимчивостью, обладающего  духовной силой, ответственностью. На решение этих задач и  направлена в первую очередь работа как педагогического коллектива МОУ СОШ № 105, так и  органов ученического, родительского самоуправления и других общественно-государственных организаций, участвующих в управлении школой.

 Наши партнёрские отношения затрагивают как собственно образовательный процесс, так и организацию жизнедеятельности и функционирования образовательного учреждения, которую нельзя представить без партнерских отношений со школами города Купино, у которых сложился свой путь развития и созданы условия для партнерских отношений.

 С 2005 учебного года образовательное учреждение  работает в режиме инновационной деятельности, являясь базовым по инновационной работе (Приказ № 34 по УО администрации Купинского района от 20.08.2005г., «Создание базовой школы по предпрофильной подготовке и профильному обучению»).  В 2007 году в рамках национального проекта «Образование» школа стала победителем  конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. В 2015 году МКОУ СОШ № 105 Купинского района являлась Региональной инновационной площадкой Новосибирской области по разработке и внедрению моделей социализации личности.  В этом же 2015 году наше образовательное учреждение стало Муниципальным ресурсным центром выявления и поддержки талантливой молодёжи Купинского района.

Современное образовательное учреждение, особенно удаленное, но стремящееся соответствовать требованиям времени, не может существовать изолированно. Поэтому мы стремимся расширить рамки образовательного пространства, используя всяческие возможности. Устойчивость и социальная эффективность системы партнерства проявляется во взаимодействии с Администрацией Купинского района, Администрацией г. Купина, Управлением образования, ЦРБ, Советом ветеранов, родительской общественностью. Налажено социальное партнерство с районным краеведческим музеем, молодёжным центром, Детской школой искусств, спортивным комплексом «Олимп», муниципальными службами – это неполный перечень наших действительных партнёров.

 С 2006-2007 года школа работает в тесном контакте со «Школьным университетом» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники; в 2009-2010 учебном году открыт специализированный класс агротехнологического профиля при Новосибирском государственном аграрном университете. В рамках сетевого взаимодествия заключены  договора с Новосибирским институтом экономики и менеджмента, с ГБОУ СПО Новосибирской области «Купинский  медицинский техникум». Эти связи помогают в формировании социальных компетенций, расширяют возможности профориентационной работы с выпускниками 9–11 классов.

    В соответствии с принципами государственно-общественного управления школой, продекларированными в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г. и  в законе «Об образовании»,  в школе создана и эффективно работает система ученического, родительского, педагогического и общественного самоуправления.

  Ученическое  самоуправление  представлено детским центром «Радуга» (1-4 классы), подростковым клубом «Здравствуйте» (5-8 классы), школьным парламентом (9-11 классы). В 2001г. в школе впервые  был создан  школьный парламент, во  главе которого был  выбран  президент. Прошел конкурс школьной  символики, благодаря которому,  школа обрела необходимые атрибуты: герб, флаг и гимн. Из года в год наблюдается рост числа обучающихся, занятых в работе органов самоуправления.  Актив  ученического самоуправления составляет более 30% от общего количества учащихся, все наиболее важные решения в школе принимаются совместно с ученическим самоуправлением.

  Учащиеся школы являются активными участниками социальных акций, конкурсов, проводимых в школе, районе и городе. Творчески работающие и активные учащиеся поощряются ценными призами и грамотами, приглашаются на Слёт отличников и активистов. На наш взгляд ученическое самоуправление сможет работать эффективно, если оно опирается на взаимодействие с педагогами, родителями и социальными партнерами.

Можно без преувеличения сказать, что на сегодняшний день в 105-ой школе сложилась эффективная система ученического самоуправления, основанная на лучших традициях. При организации работы органов ученического самоуправления широко используется опыт различных школ воспитания: опыт А.С.Макаренко, «Школы радости» В.А.Сухомлинского, школы развития В.А.Караковского.

В 2007 году система воспитательной работы была представлена на Областном конкурсе, где заняла второе место в номинации «Организация ученического самоуправлении».

Наряду с ученическим самоуправлением в МОУ СОШ № 105 на протяжении многих лет эффективно функционируют такие общественно-государственные формы управления, как   Попечительский совет, Совет школы, Общешкольный родительский комитет, Совет профилактики, Совет выпускников и др. Для каждого органа разработана нормативно-правовая база, наблюдается увеличение количества решений, принимаемых в школе по согласованию с органами общественного управления школой.

Совет школы , созданный из родителей, учителей и учащихся, определяет образовательную стратегию школы, контроль за соблюдением Устава школы, разрешает конфликтные ситуации, поддерживает творческую инициативу учащихся, контролирует смету расходов школы и оказывает поддержку в решении хозяйственных вопросов. Совет школы уделяет много внимания работе по обеспечению безопасности образовательного пространства, сохранению здоровья участников образовательного процесса. В школе разработана и эффективно действует программа «Здоровье», наблюдается положительная динамика снижения заболеваемости учащихся, ежегодно с привлечением членов Совета школы, работников центральной районной больницы, проводятся научно-практические конференции по пропаганде здорового образа жизни. Члены  Совета школы помогают в организации и проведении Дня здоровья, в проведении районных туристических слетов учащихся и педагогических работников,

На протяжении более 10 лет в школе активно работает Попечительский совет, состоящий из  9 членов, 5 из которых - бывшие выпускники школы. Члены Попечительского совета  оказывают действенную помощь в проведении текущего ремонта школы, укреплении материально-технической базы, выполнении работ по поддержанию нормального функционирования школы.  Эффективное внедрение системы государственно-общественного управления школой позволяет  решать повседневные образовательные проблемы, улучшать материально-техническую базу школы за счет привлечения внебюджетных средств, использования помощи шефствующих организаций. Особо  благотворительную помощь в укреплении материально-технической базы школы оказывает  выпускник 1970 года, Почетный член Совета выпускников Зюриков А.С.

Активизация работы Совета профилактики способствует привлечению к его работе общественных организаций и работников ОПДН Купинского района. Положительным результатом совместной деятельности педагогов, социально-педагогической службы, представителей общественных организаций является повышение уровня правовых знаний учащихся, снижение числа учащихся, допускающих нарушение дисциплины и Устава школы,  и отсутствие учащихся, состоящих на учете в ОПДН. На заседаниях  Совета профилактики школы рассматриваются вопросы нейтрализации отрицательного влияния неблагополучных семей на детей, компенсирования пробелов семейного воспитания, обеспечения согласованности взаимодействия в осуществлении комплексного подхода по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся, беседы с «проблемными» учащимися и родителями. Совместная деятельность педагогов и родителей помогает оздоровлению окружающего социума и семейной обстановки, меняет отношение благополучных родителей к проблемным семьям и в целом улучшает положительную динамику социализации детей «особой заботы».

 В последнее время школа стала использовать воспитательные возможности взаимодействия с Советом ветеранов железнодорожного транспорта. При непосредственном участии Совета ветеранов ежегодно  проводятся встречи отличников учебы и ветеранов труда, организуется профориентационная работа.  На протяжении многих лет  оказываем шефскую помощь ветеранам войны и труда, учащиеся школы выступают с концертами в Доме ветеранов железнодорожного транспорта, проводят акции «Окажи помощь ветерану».

Важную роль в организации образовательного  процесса играют органы родительского самоуправления, представленные Общешкольным и классными  родительскими комитетами.  Система работы с родителями построена так, что самые активные, заинтересованные в успешной работе школы родители вовлекаются в школьное самоуправление, ведь именно родители являются социальными заказчиками школы и поэтому должны иметь возможность влиять на её деятельность и участвовать в школьной жизни.

Общешкольный родительский  комитет содействует обеспечению оптимальных условий организации образовательного процесса, координирует деятельность классных комитетов и оказывает содействие в проведении общешкольных мероприятий.        

Одной из самых распространенных и эффективных  форм работы родительского самоуправления является участие родителей в коллективных творческих делах. Совместная творческая деятельность педагогов, родителей и детей способствует объединению школьной семьи, стирает межвозрастные барьеры, создавая условия для радостной, полноценной жизни, содействует развитию школьных традиций, наиболее значимыми из которых являются такие, как фестиваль детских творческих объединений, парад школьных наук, неделя благодарения матери, туристические поездки, творческие отчеты классных коллективов.

Одним из важнейших условий демократичности школьного уклада МОУСОШ №105 является открытость и доступность информации обо всём, что происходит в школе.  Для реализации данного условия школа имеет следующие возможности: школьный сайт (s_105.kup.edu54.ru),;  общешкольная газета «Родник»; информационные стенды «Зеркало школьной жизни»,  «Так зажигаются звёзды». Деятельность Клуба ЗОЖ отражается в стенной газете «Неболей-ка». Выявление общественного мнения осуществляется с помощью тестирования, опросов, организаций Дней открытых дверей.

Совместно с районным военным комиссариатом разработана программа военно-патриотического воспитания учащихся. С 2000 года школа является базовой по военно-патриотическому воспитанию. Опыт работы школы по данному направлению был отмечен Грамотами Областного и районного военкоматов «За подготовку граждан по основам военной службы».

Большую роль в совершенствовании образовательного процесса в школе играет педагогическое самоуправление, которое представлено Педагогическим и Методическим советами, Методическими объединениями учителей-предметников.

Педагогический коллектив МОУ СОШ № 105 – стабильный. 68% педагогов составляют выпускники этой же школы.

 Педагогический совет, как орган педагогического самоуправления, рассматривает основные вопросы обучения и воспитания, объединяет усилия коллектива для повышения качества образовательного процесса, решает вопросы перевода, допуска к итоговой аттестации, утверждает решение о создании кружков, клубов, секций.

Методический совет организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества. В течение трех последних лет наиболее эффективно работают аттестационный, консультационный, диагностический, инновационный отделы, отдел педагогического мониторинга.

Продуктивным  направлением в работе педагогического самоуправления являются Методические объединения учителей.

При организации методической работы в школе особое внимание они уделяют индивидуальной работе с молодыми учителями, главным принципом  в организации эффективной индивидуальной методической работы с молодыми специалистами считаем принцип строгой дифференциации, так как нет одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении учителей.

Большое внимание уделяем распространению  управленческого опыта по организации общественно-государственного управления. На базе школы ежегодно проходят учебные семинары для руководителей образовательных учреждений (2012-2013 учебный год «Современные управленческие технологии и их использование в процессе руководства образовательным учреждением», 2013-2014 учебный год «Внедрение общественно-государственных форм управления в образовательных учреждениях». В 2010 году работа «Родительское, ученическое и педагогическое самоуправление в образовательном учреждении» стала призёром Всероссийского конкурса «Управление современной школой» (авторы Екимова Т.Д.- директор МКОУСОШ № 105, Мальцева С.В.-зам. дирек. по ВР).

Что говорить, школа сегодня переживает трудные времена. Впрочем, они не простые и для многих наших сограждан, для всей страны, но мы, взрослые, вероятно, можем в чем-то отказать себе, подождать, надеясь на перемены к лучшему. Вот только дети не ждут, они растут, и это происходит один раз в жизни. И в этот, в общем- то не слишком долгий период, мы должны сделать все для того, чтобы они потом и себя благоустроили, и нас не забыли.  А для этого нужно всем миром прийти в школу и совместными усилиями достойно учить и воспитывать будущее России. Презентация

Комментарии