Культура I половины XVIII века все по учебной программе основное кратко и понятно

Культура I половины XVIII века все по учебной программе основное кратко и понятно

Архитектура переживала в петровское время переходный период, так или иначе отражавший западноевропейское влияние. Наиболее заметно оно в становлении в кон. XVII-нач. XVIII в. т.н. нарышкинского стиля, или стиля "московского барокко" церковной архитектуры.

Архитектура

Архитектура переживала в петровское время переходный период, так или иначе отражавший западноевропейское влияние. Наиболее заметно оно в становлении в кон. XVII-нач. XVIII в. т.н. нарышкинского стиля, или стиля “московского барокко” церковной архитектуры. Прежде всего здесь меняется конструкция храма. Появляются храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Правда, нередко “запад” тонул в традиционном московском узорочье. Башнеобразные храмы дошли нас в основном в подмосковных барских усадьбах Это церкви в Троице-Лыкове, в Уборах (обе постройки архитектора Я. Бухвостова), это изящнейшая церковь Покрова в Филях, усадебный храм Л.К. Нарышкина. Шедевром храма башнеобразного типа является церковь в Дубровицах. Блестящим образцом сочетания элементов ордерной системы и новомосковского барокко являлась церковь Архангела Гавриила или так называемая “Меншикова башня” (архитектор И.П. Зарудный). Не менее интересны образцы «нарышкинского стиля» в виде традиционных пятиглавых храмов Москвы. Это, в частности, изумительная по изяществу церковь Воскресения в Кадашах.

Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на ордерной системе (колонны, портики, фронтоны). Скромные элементы этой системы свойственны церкви Иоанна Воина в Москве (1708-1714). Новшеством были и компактные храмы в виде ротонды, свойственные усадебньм тройкам таких «западников», как Б.А. Голицын, князь Долгоруков (храм в Подмосковье, 1714 г., церковь в Перово, 1715 г. и др.).

Интерьеры церковных храмов стали украшаться многоярусными деревянными иконостасами со сложнейшей декоративной резьбой, лучшими исполнителями которой были белорусские резчики по дереву. Одним из блестящих мастеров резьбы был и архитектор И.П. Зарудный. Гражданская архитектура, наиболее ярко передающая новые тенденции в архитектуре, может быть представлена палатами дьяка Аверкия Кириллова, что на Берсеневской набережной в Москве. Новшества имели и здания административно-хозяйственного назначения (Арсенал в Кремле).

Принципиально новая архитектура создала основу новой столицы России - Петербурга. Здесь с самого начала получил развитие северо-немецкий (голландской) вариант барокко со сдержанным суховатым декором, со стремлением к максимальной рациональности. Носителем этой тенденции был Д. Трезини. В первую очередь, это знаменитый собор Петра и Павла. Трезини принял активное участие в планировке Петербурга, в частности, его Васильевской части. Временный деревянный Петербург быстро сменился “мазанковым”, а этот последний уступил место каменному городу регулярной планировки (для этого во всем государстве было запрещено каменное строительство: Россия была бедна строительным камнем). Облик города создавали общественные здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостиные дворы, Петровские коллегии 1723—1734 гг.). В облик Петербурга вложили труд такие архитекторы, как Жан-Батист Леблон (Петергофский дворец), Бартоломео Растрелли, А.Д. Захаров, И. Коробов.

В середине XVIII в. в русской архитектуре по-прежнему преобладает стиль барокко. Самым заметным российским архитектором становится в это время Бартоломео-Франческо Растрелли, сын скульптора Карло-Бартоломео Растрелли. Он приехал в Россию 16-летним юношей и здесь добился наивысшего признания - стал обер-архитектором. Апогей его творчества приходится на 40 - 50-е гг. XVIII в. Крупнейшими произведениями Растрелли являются: Смольный монастырь (с неосуществленной колокольней высотой 140 м!), Екатерининский дворец в Царском Селе, дворец Строгановых на Мойке в С.-Петербурге, Большой дворец (перестройка) в Петергофе, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве.

Замечательным архитектором середины XVIII в. был Дмитрий Васильевич Ухтомский. Будучи городским архитектором Москвы, он спроектировал и построил Кузнецкий мост через Неглинную (найден недавно во время строительных работ), Красные ворота (разрушены в 1930-х гг. До нас дошло только одно его сооружение - колокольня Троице-Сергиева монастыря. Ухтомский вошел в историю русской культуры и как талантливый педагог. Под его руководством в Москве действовала так называемая “архитекторская команда” - своеобразная архитектурная школа. Среди учеников его школы были В.И, Баженов, М.Ф. Казаков, ставшие едва ли не лучшими архитекторами России II половины XVIII в.

Живопись

Наиболее близким к повседневности был жанр гравюры (в т. ч. книжной), имевший довольно большой круг ценителей. Тематика гравюр была довольно разнообразной, большое распространение получили гравюры с изображением во множестве вариантов Полтавского боя. Популярностью пользовались изображения известных крепостей и особенно строительства и видов новой столицы. С конца XVII в. интенсивно трансформируется живописное искусство. Традиции иконописи имеют тенденцию перехода в реалистическое отображение мира и людей. Развивается жанр парсуны.

В первые годы XVIII в. издаются специальные указы касающиеся подготовки и воспитания художников. Традиционным российским способом большую группу «мастеровых людей разных художеств” переселили («депортировали») в новую столицу, где 6ыл обширный фронт работ. За счет казны более талантливых посылали в длительные командировки за границу (А Матвеев, И. Никитин, Р. Никитин, гравер С. Коровин и др.).

Еще до поездки в Италию Иван Никитин создает ряд интересных портретов (цесаревны Анны Петровны, царевен Прасковьи Ивановны и Натальи Алексеевны). Из работ более поздних заметно выделяется портрет канцлера Головкина. Широко известна его работа «Портрет напольного гетмана» и, наконец, знаменитая работа «Петр I на смертном одре» (1725). Вторым виднейшим живописцем был Матвеев, становление которого происходило в Голландии. Им был создан ряд остро индивидуальных портретов ( И.А. Голицына, А.П. Голицына), но особенно известен его “Автопортрет с женой». Последняя работа удивляет социальной смелостью, ибо, занимая как художник довольно низкое положение в обществе, в автопортрете он использовал композицию, типичную для изображения знатных персон.

В Россию приглашается и ряд иностранных художников, оставивших заметный след в истории искусства России.(Луи Каравак, И.-Г. Таннауэр и др.)

Литература и театр

Этот пласт российской культуры был самым пестрым, самым мозаичным и разнородным, что было вполне логично, ибо отражал всю сложность внедрения иноземной культуры в толщу общинного крестьянского мира, который за многие столетия не до конца усвоил даже богатства византийского православного культурного наследия. Поэтому в литературе петровской эпохи пласт народного творчества мало соприкасался с творчеством элиты.

В петровское время стало меньше гонений на традиционные языческие празднества с их бурными гуляниями, плясками, хороводами. По мере отдаления от жгучих баталий великой войны народная память запечатлевала эти события в традиционной форме «старин» (былин), исторических песен, в форме сказок, притчей и т.п. В них отражены и Полтавская баталия, и взятие Азова, и Нарва. Тема войны сохранилась в памяти народа прежде всего как подвиг русского солдата и его героизм и жертвенность. В былинах, исторический песнях, своеобразных сказках отразилась, уже как легенда, и фигура Петра. Сохранился в фольклоре и «образ врага» («пропал как швед под Полтавой»), и образ изменника Мазепы (в цикле песен об украинском герое Семене Палие), и образы казнокрадов и угнетателей (князь Гагарин и др.).

Вместе с тем круг чтения русского крестьянина сохранил традиционную литературу. Это духовно-учительная литература, «жития», включая и новейшие, полемические сочинения (особенно популярные у старообрядцев), сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари и т.п.

В петровский период дворянство и отчасти горожане были непосредственными свидетелями заметного увеличения печатных книг нерелигиозного содержания. Причем это была не только научная литература и словари, но и книги чисто житейского назначения. В 1708 г. вышли «Приклады, како пишутся комплименты...» Это был новейший вариант формулярника (образцов) писем различного содержания с употреблением новейшей лексики. А лексика петровского времени испытывала огромное влияние Запада. Правящий класс и особенно его верхушка говорили на удивительном языке, где изобиловали голландские, немецкие и т.п. слова, термины, выражения! И, конечно, это имело прямое влияние на литературу петровской эпохи.

В соотношении литературных жанров наблюдались те же процессы. Наряду с религиозной мистикой и средневековой схоластикой, панегириками и кантонами зарождался русский классицизм. Видное место в литературе занимают теперь публицистические ораторские произведения. Известнейшими среди них являются творения Феофана Прокоповича (“Слова и речи”, “Первое учение отрокам”, трагедокомедия “Владимир”, “Епиникион” и др.). Основная тема Прокоповича — прославление армии, реформ и России.

В петровскую эпоху развивался жанр художественной прозы, в частности, повести, раскрывающие реалии новой русской жизни (“Гистория о российском матросе Василии Кориотском», «История о Александре, российском дворянине» и др.). Наконец, большой популярностью пользовалась западноевропейская литература.

В 1702 г. на Красной площади был сооружен общедоступный театр. Играли там немецкие актеры (труппы И. Кунста, С-. Фюрста) и репертуар стоял из немецких, французских, испанских и т.п. пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Как и в XVII в. театры заводила знать для узкого круга зрителей (театр в Преображенском и Измайлове). В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т. п. Основными центрами театральный деятельности были Киево-Могилянская академия, Славяно-греко-латинская академия в Москве, Московский «гофшпиталь» и др.

В петровскую эпоху зарождаются интерес к светской музыке, любительскому музицированию, развивается профессиональное хоровое искусство. Завоевывает популярность бравурная военно-строевая музыка.

Просвещение и наука

Петр I заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение.

В течение первой четверти XVIII в. была создана сеть школ начального обучения. Прежде всего это цифирные школы, первоначально предназначенные для дворянских приказных, дьяческих и подьяческих детей 10—15 лет. К концу первой четверти XVIII в открыто было 42 таких школы, главным образом, в провинциальных городах. Но уже в 1727 г. их число сократилось до 27. Ведало ими Адмиралтейство, а учились уже только дьяческие и подьяческие дети. Широкое распространение получили епархиальные школы для детей представителей духовенства, начало которым было положено еще в XVII в. По духовному регламенту такие школы стали в епархиях обязательными для подготовки священства. К концу правления Петра I число таких школ достигло 46. Наконец, среди школ начального обучения заметное место заняли и гарнизонные школы для солдатских детей.

Особое значение приобрели специальные школы, дававшие молодым людям профессию в области промышленности. В 1716 г. появилась горная школа при Олонецких заводах. В 1721 г. была учреждена школа для будущих канцелярских служащих. По инициативе В.Н. Татищева при уральских заводах основали школы для детей мастеровых и подьячих. В начале XVIII в. при Посольском приказе была открыта школа переводчиков.

Особую группу учебных заведений составляли школы, готовящие высокообразованные кадры духовенства. Прежде всего это Славяно-греко-латинская академия в Москве, основанная еще в XVII в. Переданная в 1727 г. Синоду, она именуется теперь «школами», первая из которых Славяно-латинская. В 1727 г. в ней было 357 учеников. Вторая - Славяно-российская (143 ученика), а третья - Еллино-греческая (41 ученик). Последняя школа при Стефане Яворском была ущемлена и едва сохранялась. Другим крупным центром духовного образования был Киев, где на Подоле, в Братском монастыре действовала Киево-Могилянская академия. В 1727 г. в ней училось более 500 человек

Наконец, самыми важными в системе петровского просвещения были технические специальные учебные заведения. Самая известная из них - Навигацкая школа в Москве. В нее принимали детей от 12 до 17, а позже и до 20 лет. Приготовишки учили в двух классах русскую грамоту и арифметику. Потом - геометрию, тригонометрию с приложениями в геодезии, астрономии, навигации и мореплавании. В числе предметов были живопись и «рапирное дело».

Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т.п. Вскоре подобные школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде. 1715 г указом царя в Петербурге была основана Морская академия. Штат ее (305 учеников) был укомплектован из учеников Навигацкой школы, а также из Новгородской и Нарвской навигацких школ. Учились там в основном дети из знатных семей от 10 до 18 лет. Среди специальных предметов были навигация, фортификация, артиллерийское, мушкетное дело. Главное же, здесь учили кораблестроению. Как и в Навигацкой школе, в Морской академии первое время основными учителями были иностранные профессора. В Навигацкой школе долгое время работал Леонтий Магницкий, автор известнейшего учебника «Арифметика». Но, конечно, основная масса учебников была либо переводами, либо результатом работ иностранных педагогов.

В 1701г. в Москве на новом Пушечном дворе было велено построить деревянные школы. Это была Артиллерийская школа, куда сразу же набрали 180 учеников. В 1712г. в Москве стала действовать Инженерная школа, а в Петербурге в 1719 г соответственно—Инженерная рота, куда принимали окончивших Инженерную школу. Наконец, в 1707 г. в Москве было открыто Медицинское училище

Помимо учебников стали издаваться книги по естествознанию и технике. Это работы по астрономии, гидростроительству, медицине, фортификации, артиллерии, мореплаванию, кораблестроению, архитектуре. Появились книги и по гуманитарному знанию. Огромное значение в деле просвещения имела реформа гражданского шрифта. Словолитец Михаил Ефремов создал первые образцы букв гражданского шрифта. Окончательный их выбор (как и арабских цифр) был сделан самим Петром. Столь радикальная реформа способствовала более массовому потреблению книжной печатной продукции. Книги по истории, переводы античных авторов печатались тиражом не 200-500 экземпляров, а во много раз больше.0громное значение имело издание печатной газеты “Ведомости”, тираж которой первые годы колебался от 100 до 2500 экземпляров. Главной типографией страны был Московский печатный двор.

Наука в петровское время прежде всего развивалась нуждами практики. Истощение пушных богатств освоенной в XVII в. части Сибири заставляло русских людей искать новые земли, новые пушные и рыбные запасы. Одновременно велись и поиски новых путей в далекие восточные страны. Уже с XVII в. российские землепроходцы подбирались к Камчатке. В конце века это были Морозко Старицын и Владимир Атласов, собравший огромный материал и летом 1699г. построивший Нижне-Камчатский острог. В 1716 г. на Камчатку была предпринята первая морская экспедиция. В 1711 г. были разведаны Курилы и составлен чертеж всей Курильской гряды. В 1711г. у чукчей Анадыри были получены первые сведения о земле за проливом (первые сведения об Америке). В 1719г. экспедиции И. Евреинова и Ф. Лужина поручили узнать, “сошлися ли Америка с Азией”. В 1720-1724 гг. экспедиция Мессершмидта дошла до Лены и Забайкалья. В 1714г. была начата подготовка экспедиции Бекевича-Черкасского в Хиву и Бухару для поиска путей в Индию. В 1718г. через Кавказ и Персию в Бухару отправился Беневенни, а в 1725г.- Гурьев доставил материалы о Хиве, Бухаре и старом русле Аму-Дарьи. В 1722—1724 гг. Иван Унковский с казаками описал земли по р. Или и оз. Иссык-Куль. Начато было изучение земель возле р. Терек и т.п.

Итогом многих экспедиций было составление географических карт (например, «Большой чертеж» Сибири). В 20-е годы шла огромная работа по подготовке «Атласа Всероссийской империи» И.К. Кирилова. Соймонов и Верден составили карту Каспийского моря и т.д.

Небывалого размаха в петровский период достигли геологические разыскания. За 1700—1711 гг. в Европейской России было открыто 121 рудное месторождение. Среди них много месторождений железа, меди, серебра, угля, серы.

Большие успехи были в развитии практической механики. Это оригинальный оружейный завод по проекту М.В. Сидорова, машина Якова Батищева по обработке ружейных стволов и машины для ковки ствольных досок. Это изобретение выдающимся русским механиком Андреем Нартовым токарных, токарно-копировальных, зуборезных и винторезных станков, а также создание самоходного суппорта. Несмотря на то, что это были выдающиеся изобретения, общий технический уровень западных стран был, конечно, выше, чем в России. Россия может гордиться и другим выдающимся мастером-гидростроителем — И.И. Сердюковым. В 1702 г. начато было строительство Вышневолоцкой системы каналов. Открытый в 1709 г. новый водный путь обнаружил множество изъянов. Сердюков же осуществил кардинальную реконструкцию водного пути, и к середине века система стала пропускать до 12 млн. пудов грузов.

Огромная работа была проведена по созданию и собиранию научных коллекций по минералогии, металлургии, ботанике. биологии и т.п. Была организована астрономическая обсерватория. Предпринимались попытки организации лингвистических и этнографических экспедиций. Широко известен петровский указ 1720г. о собирании по монастырям древних рукописей, хронографов, летописцев и степенных книг. В 1716 г. была сделана копия Радзивилловской летописи, стали создаваться и исторические труды.

Наиболее масштабным достижением реформ Петра было создание Академии наук. Мысль о ней великий реформатор высказал в 1718 г. 28 января 1724 г. Сенат огласил проект об Академии, который и был по исправлении утвержден царем.

В начальном варианте Академия как организация была синкретична (это и научно-исследовательское сообщество, и университет, и гимназия). В Академии было три отделения: математическое, физическое и «гуманиора». Первые члены Академии (а их было 12) должны были следить за всей новой литературой по специальности, делать “изобретения” и выступать с докладами и «советами». Наряду с русскими учеными и способными к науке людьми в Академию были приглашены иностранцы, в ряде случаев очень крупные ученые.

К Академии были присоединены библиотека и музей (Кунсткамера), созданные в 1714 г.

Политическая мысль

Крутые реформы в широких массах крестьян вызвали глухое брожение, ропот и недовольство. Не случайно, что булавинские «прелестные письма» находили широкий отклик в крестьянстве, несмотря на то, что основные требования восставших отражали чисто казацкие интересы. Естественно, такой образ мыслей властями отнюдь не поощрялся и свидетельств подобных рассуждений сохранилось очень мало. Но главное, что такие мысли не были единственными. Реформы в целом все-таки отражали общую заинтересованность общества в прогрессе. Поэтому в той же народной памяти сохранились и иные аспекты духовной жизни крестьян. Это циклы песен о Полтавской победе, о Ладожском канале, стоившем тысяч крестьянских жизней, разного рода «плачи», в том числе о «царе» и т.п. Представителей более состоятельных слоев общества обуревали иные идеи, идеи преуспеяния государства. До нас дошли подобного рода проекты, связанные с именами Федора Салтыкова и Ивана Посошкова. Первый был дворянином, активным деятелем петровских преобразований. Второй был из дворцовых крестьян, человек, сменивший много видов занятий, ставший купцом-виноторговцем, владельцем винокурни, обладателем крепостных душ.

Будучи в Англии с поручением закупки для флота кораблей, Ф.С. Салтыков создает два трактата о реформах: “Пропозиции” (1713) и “Изъявления, прибыточные государству” (1714). Идеи прожектера были весьма близкими реальным мерам Петра I и носили подражательный характер. Он выступал за устройство мануфактур. Он сторонник устройства купеческих компаний, расширения экспорта и сокращения импорта. В ряде случаев он предвосхищал и реальные реформы. Салтыков выдвинул предложение об экспедиции вдоль побережья Ледовитого океана. С его именем связана идея экспедиций в Среднюю Азию и на Дальний Восток. Важны были рассуждения Салтыкова об организации губернских учебных заведений, губернских библиотек.

Другой идеолог, Иван Тихонович Посошков, создал несколько проектов. Важнейший из них, “Книга о скудости и богатстве”(1724) представляет собой интереснейшее разноплановое сочинение, отстаивающее идеи меркантилизма. Посошков считал, что избавить страну от бедности следует реформой управления. Для этого от всех сословии необходимо избрать выборных для создания единого свода законов - нового уложения, а само Уложение подвергнуть одобрению народа “самым полным голосом”. Посошков выступал за точную фиксацию в законе размеров крестьянских повинностей, придавал огромное значение купечеству, только которому и должно принадлежать право на торговлю. Публицист предлагал даже создать единую купеческую организацию, резко сократить импорт, а экспорт - увеличить. Для этого необходимо форсировать строительство фабрик и заводов. Посошков выдвинул идею всеобщего обязательного обучения.

Однако власти страны с подозрением отнеслись к его проектам. В результате Посошков был в августе 1726 г. схвачен тайной канцелярией и умер в Петропавловской крепости. Познакомили ли Петра с “Книгой о Скудости и богатстве”, не известно.

Крупнейшим идеологом петровской эпохи заслуженно считается Феофан Прокопович. Окончив Киевскую духовную академию, он вдруг становится униатом и перебирается на учебу в Польшу, а потом и в Рим, в иезуитскую школу, принимает монашество. Однако глубокое знание католицизма порождает в Ф. Прокоповиче желание возврата в православие. В Киеве он становится в 1704 г. преподавателем духовной академии, с 1711 он ее ректор. Там же, в Киеве на торжественной церемонии встречи победителей Полтавской баталии он произнес яркую, вдохновенную проповедь и вызвал восторг царя. Вскоре, учреждая Синод, царь назначает Прокоповича его вице-президентом. Наиболее известны два политических сочинения Ф. Прокоповича :“Духовный регламент” и “Правда воли монаршей”. В них он обосновывает монархическую систему правления как наиболее целесообразный тип государства в России. В «Духовном регламенте» основная идея состоит в отстаивании приоритета светской власти над духовной. Идея независимости церкви от государства — это явный католицизм. Обосновывая замену патриаршества Синодом, Прокопович подробно останавливается на достоинствах коллегиального управления церковью, отвечающего принципам «соборного правления». “Правда воли монаршей», как и «Духовный регламент», написана по поручению Петра I для обоснования указа 1722г. о престолонаследии. Однако Ф. Прокопович ставит вопрос шире и рассматривает такие формы правления, как «народодержавство», при котором важнейшие вопросы решаются «согласием всех жителей», и аристократия, когда «несколько избранных мужей сословием правится отечество”. В «Правде воли монаршей» отстаивается идея наследственной монархии, где престол завещается наследнику, независимо от степени родства.

В первые десятилетия правления Петра I нередки были случаи антипетровской пропаганды под знаменем апокалиптических идей пришествия Антихриста. В ответ на них появилось обширное сочинение рязанского митрополита и местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского “Знамение пришествия антихристова и кончины века”. Вместе с тем сам Яворский был противником петровских преобразований. Яворский стал автором и другого богословского полемического сочинения — «Камень веры», в котором он остро критиковал лютеранство и его последователя в России Дмитрия Тверитинова.
Комментарии