Российская правовая система предусматривает защиту права на товарный знак и знак обслуживания. Иногда даже на юридических сайтах эти понятия уравнивают. Однако они не идентичны (при всей схожести), что ведет и к различиям в способах правовой защиты.
Основные понятия
Знак обслуживания – это символичное обозначение какой-либо компании, которая работает в сфере услуг. Он обязательно проходит регистрацию в установленном законом порядке. Подобными символами индивидуализации обладают юридические лица, занятые в следующих областях:
-
Телевидение и радиовещание.
-
Банковская деятельность.
-
Транспортировка грузов.
-
Предприятия в сфере бытовых услуг и пр.
Главная задача, которую выполняет знак обслуживания – дать возможность отличить услуги, предоставляемые конкретной организацией, от подобных услуг, предлагаемых другими компаниями.
Товарный знак – это изображение, которое создается для отличия одного товара от другого однородного, но созданного иным лицом.
Т.е. отличие торговой марки от знака обслуживания состоит в том, что первый рассчитан на индивидуализацию товара, а второй – услуги. Например, аграрное предприятие вывело новый вид растений и продает его под товарным знаком. А ландшафтная организация предлагает услуги дизайнера, который использует в своей работе это растение, но под знаком обслуживания.
Регистрация
Зарегистрировать торговую марку и знак обслуживания может как физическое, так и юридическое лицо. Для этого нужно составить и подать заявку в Роспатент. На каждый вид интеллектуальной собственности нужна отдельная заявка, которая должна содержать в себе следующие сведения:
-
Наименование заявителя и его местонахождение.
-
Описание обозначения, которое нужно зарегистрировать.
-
Перечень товаров и услуг, для которых они будут использоваться.
Кроме заявки следует предоставить квитанцию об уплате пошлины за регистрацию, а также устав коллективного обозначения (если речь идет о коллективном знаке).
Нельзя регистрировать знаки, если их обозначения могут ввести потребителя в заблуждение относительно предоставляемого товара или услуги, а также, если работники Роспатента увидят в них противоречие принципам морали и гуманности. Кроме того, в регистрации интеллектуальной собственности могут отказать, если в своем обозначении он содержит только элементы, изображающие государственную символику, награды и т.п., а также изображения, сходные до смешения.
Защита прав
Права обладателя могут быть защищены в суде. Это происходит в рамках уголовного или гражданского процесса. Практикуются следующие способы защиты обозначений:
-
Сторона, которая незаконно использует объект интеллектуальной собственности, обязана прекратить эти действия после вынесения судебного решения.
-
С товара, который предлагает иная сторона, должно быть удалено обозначение. В ряде случаев осуществить эту процедуру невозможно, не нанеся существенный вред самому товару. В таком случае законом предписывается необходимость уничтожения продукции.
-
Если правообладатель понес убытки в результате незаконного использования знака третьими лицами, ответчик обязан их компенсировать.
-
Публикация вынесенного судебного решения в СМИ с целью восстановить деловую репутацию правообладателя, если таковой был нанесен урон. За осуществление этой процедуры обязан заплатить нарушитель.
При защите знака обслуживания правообладатель может потребовать уничтожения всей контрафактной продукции, а также любых вывесок, ярлыков и этикеток, если в них использовалось обозначение.
Регистрация товарного знака дает его обладателю право на осуществление защиты своих интересов в рамках общего судебного порядка, поэтому каждому владельцу следует особенно серьезно подойти к этому вопросу. Это поможет избежать проблем с недобросовестными конкурентами.