Доклад "Доступная среда"

доклад о "Доступной среде"

«Доступная среда»

(Слайд 1) В рамках реализации экспериментального проекта «Доступная среда» к 2015-2016 учебному году в нашей школе  была разработана программа экспериментальной работы по формированию среды для системы интегрированного (инклюзивного) образования. (Слайд 2) Одна из социальных проблем, которую нам необходимо было решить, это улучшение условий доступности образования для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья.

Перед педагогическим коллективом школы в рамках реализации инклюзивного образования в 2016-2017 учебном году была поставлена цель:

Слайд 3 создание целостной образовательно-воспитательной социализирующей системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состояния соматического и нервно-психического здоровья. 

(Слайд 4) В течение года

  • укреплялась и сохранялось здоровье обучающихся;
  • формировались и развивались продуктивные виды деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
  • расширялись социальные контакты, формировались навыки социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем социуме;
  • формировали в обществе позитивное отношения к детям с ОВЗ;
  • включали родителей в воспитательные мероприятия различного уровня.

(Слайд 5) Основными новациями года явились:

  1. Внедрение в учебно-воспитательный процесс для детей с ОВЗ информационно-коммуникационных технологий.
  2. Реализация социального проекта «Доброта спасет мир» в рамках районного этапа республиканской Акции «Я – гражданин Калмыкии» по оказанию адресной помощи, связанной с социальной реабилитацией детей  с инвалидностью и адаптацией  их в обществе.
  3. Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения выступил с инициативой оказания психологической, педагогической, дефектологической помощи педагогическим коллективам нашего района, а также детям с ОВЗ и их родителям (в рамках деятельности опорной школы).

 

(Слайд 6) В 2016-2017 учебном году в школе обучались 21 ребенок с ОВЗ: из них 15 детей инвалидов. Открыт 1-4 инклюзивный класс-комплект, в который зачислено 9 детей. В начальной школе обучалось 10 учеников, а в среднем и старшем звене- 11 обучающихся.  Среди, которых с нарушение слуха – 2 ребенка, с синдромом Дауна 2 ученика, с нарушением опорно-двигательного аппарата 6 обучающихся и с синдромом олигофрении- 11 учеников.

(Слайд 7-9) В школе созданы все условия для организации обучения детей с ограниченными возможностями, предусмотрено обеспечение специальным оборудованием, комплексом компьютерной техники и программным обеспечением с учетом вида заболевания, возможностей и потребностей детей. Для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ созданы материально-технические условия и условия архитектурной доступности.

 

(Слайд 10) Учебные программы, учебный план и индивидуальные образовательные маршруты разработаны с учетом потребности каждого ученика и дифференцированного подхода. Обучение осуществлялось в различных формах: индивидуального обучения,  обучения по адаптированным образовательным программам и обучения по коррекционным (специальным) программам 8 вида. Обучение и воспитание детей строится в условиях активной сенсорно-развивающей среды с использованием различных технологий таких, как: информационно-коммуникативные, игровые, здоровьесберегающие, и технологии уровневой дифференциации обучения с преимущественным использованием методики раннего развития Гленна Домана.

(Слайд 11) В нашем образовательном учреждении приоритетным направлением работы с детьми с ОВЗ  прежде всего  является социальная адаптация обучающихся.

    Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. На социализацию ребенка влияют условия, в которых осуществляется его жизнедеятельность.

(Слайд 12) В этом учебном году обучающиеся 10 класса реализовали  социальный  проект «Доброта спасет мир» в рамках районного этапа республиканской Акции «Я – гражданин Калмыкии».

 

(Слайд 13) Классными руководителями были проведены классные часы на темы: «Путь к доброте», «Толерантность – путь к миру», «Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности», «Человек должен быть человечным» и др.

(Слайд 14) Ребята организовали ярмарку солидарности «Делай великое, не ожидая великого», где все классные коллективы смогли представить свои кулинарные способности  и выставку - продажу «Знак равенства». (Слайд 15) В результате проведенных мероприятий была  собрана денежная сумма в размере 7 500  рублей. Вырученные на ярмарке солидарности и выставке-продаже деньги были  потрачены  на приобретение подарков к Международному дню инвалидов для детей, обучающихся на дому и в стенах  нашей школы. Принимая во внимание индивидуальные особенности  детей с ОВЗ и их потребности, участники реализации социального проекта  приобрели энциклопедии, настольные развивающие игры,  художественную литературу, познавательные пазлы и многое другое.

 (Слайд 16) Завершающим этапом проекта стало   приобретение двух кресел–колясок  и ходунков для детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому, чтобы у них появилась возможность посещать внеклассные и общешкольные мероприятия и просто общаться со сверстниками в стенах школы. Благодаря успешной реализации нашего проекта,  ученик 4 класса, обучающийся на дому,  смог посетить  новогоднее представление. А ученица 1 класса надомного обучения получила возможность посещать отдельные уроки в рамках частичной инклюзии.

(Слайд 17) На собранные средства были также установлены поручни для туалетной комнаты и наушники с костной проводимостью звука.  Особенностью этой модели является то, что наушники не нужно вставлять в уши. Они закрепляются на голове и передают звук через кость напрямую на внутреннее ухо.

Оставшиеся денежные средства были потрачены  на приобретение методического материала для учащихся 1-4 инклюзивного класса-комплекта, помогающего решать эти проблемы (мелкая мозаика, пазлы, конструкторы и др.).

Общая стоимость всех покупок, приобретенных в рамках социального проекта – составила 55 тысяч рублей.

(Слайд 18) В целях реализации концепции модернизации российского образования и повышения качества работы образовательных организаций, развития опытно-экспериментальной работы,  на основании Приказа УО ГРМО  РК наша школа в 2016-2017 учебном году определена опорной школой  по интегрированному (инклюзивному) образованию - «Новая модель взаимодействия общеобразовательных и дошкольных организаций в условиях инклюзивной практики».

Право стать опорной организацией МКОУ «ГСОШ № 2» получила на основании накопленного положительного опыта опережающего развития в освоении новых образовательных и воспитательных технологий по интегрированному (инклюзивному) образованию.

(Слайд 19) Основной целью деятельности опорной школы явилось,  прежде всего, ознакомление педагогов района с современными методологическими подходами к обучению детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы, формированию профессиональных компетентностей в области освоения стратегий обучения в контексте гуманитарных технологий, проектирования образовательного процесса. Все педагоги нашей школы осуществляющие инклюзивное образование прошли повышение квалификации по вопросу работы  с детьми с ОВЗ  в полном объеме. В 2016-2017 учебном году повысили профессиональную квалификацию в данном направлении 8 педагогов.

(Слайд 20) Мы тесно взаимодействуем с управлением  образования нашего района и Республиканской  психолого-медико-педагогической комиссией, которая выявляет детей с ограниченными возможностями здоровья, а также  с Башантинским колледжем и «Многопрофильным колледжем»,  в которых продолжают обучение выпускники специальных (коррекционных) классов нашей школы.

(Слайд 21) В МКОУ «ГСОШ № 2»  создан консультационный центр для педагогов нашего образовательного учреждения по обучению и сопровождению детей с нарушениями интеллектуального развития в общем образовании. Мы  организовываем и проводим  циклы семинаров, круглых столов, лекций, мастер-классов, индивидуальных консультаций с учителями, не имеющими специального дефектологического образования, работающими с детьми с ОВЗ.

Психолого-педагогическая поддержка осуществляется  как в очной, так и в заочной форме: педагоги общеобразовательных школ могут посещать  открытые уроки в МКОУ «ГСОШ № 2». Методист инклюзивного образования, педагог-психолог и логопед нашей школы организуют методическую поддержку по разработке индивидуальных планов включения детей с интеллектуальной недостаточностью в систему общего образования.

 (Слайд 23)  В нашей школе работает коррекционная служба сопровождения, в которую входят учитель-логопед, педагог-психолог, медицинский работник, педагоги, работающие в инклюзивных классах.

На базе школы функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, который осуществляет комплексное сопровождение обучающихся, воспитанников и их родителей. Целью деятельности консилиума является оказание помощи обучающимся в преодолении учебных затруднений и решении социально-эмоциональных проблем.

 

 

В этом учебном году с целью обмена накопленным опытом работы

  • в декабре 2016 года на методическом объединении учителей начальных классов Городовиковского района методист инклюзивного образования школы выступила с докладом на тему: «Организация инклюзивного (интегрированного) образования в общеобразовательном учреждении»;
  • проведен мастер-класс для учителей начальных классов (тематическая игра для учащихся инклюзивного образования «Путешествие со снеговичком», декабрь 2016 г.);
  • доклад на общешкольном родительском собрании ко дню инвалида на тему: «Взаимодействие родителей и педагогов с целью создания условий по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении» (ноябрь 2016 г.).

Активизирована деятельность педагогического коллектива школы  по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 (Слайд 24) В 2016-2017 учебном году нами разработана адаптированная основная образовательная программа общего образования  на основе ФГОС для обучающихся 1-4 классов  с умственной отсталостью.

Смысл  разработки программы обусловлен особенностями контингента учащихся, сложностями социально-экономического порядка и желанием учесть региональные запросы рынка. Именно проблема прогнозирования востребованности наших  выпускников обусловила разработку скоординированной работы всех служб школы с целью поэтапного формирования системы навыков и умений профессионального, трудового и социального поведения у каждой возрастной категории. Нами выделены следующие направления: учебно-методическая работа, воспитательная, коррекционная, профессионально-трудовая.

В процессе освоения адаптированной образовательной программы обучающиеся получат дальнейшее развитие элементарных личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательные учебные действия, составляющие психолого-педагогическую основу получения знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим их психофизическим возможностям.

 

 

(Слайд 25)  Все обучающиеся, которые нуждаются в специальной логопедической помощи, её получают. Логопедические занятия проводятся в специально  оборудованном логопедическом кабинете, оснащенном необходимым учебно-дидактическим материалом и логопедическими тренажерами.

(Слайд 26)  Помимо внеклассной деятельности  ребята специального класса занимаются социально-бытовой ориентировкой.  Эти занятия направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формируют знания и умения, способствующих социальной адаптации. (Слайд 27)   Занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной  деятельности  обучающихся. Внеурочная деятельность  способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ. В нашей школе учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в течение этого учебного года принимали наравне со всеми  активное участие в общешкольных, районных и республиканских мероприятиях и явились победителями и призерами конкурсов различных уровней.

 МОЛЧУ Слайд 28

(Слайд 29)  Полученные знания, умения и навыки  выпускники специального (коррекционного) девятого класса смогли продемонстрировать на экзамене по технологии. При разработке экзаменационных билетов были учтены психолого-педагогические и физиологические особенности развития учащихся. 

Защищая свои творческие проекты, ребята продемонстрировали  степень сформированности  представлений о всеобщности технологий и технологической культуре как совокупности знаний, умений и творческого развития.

Мы уверены, что вступая во взрослую жизнь,  ребята не утратят интереса  к творчеству, как возможности создавать красоту вокруг себя своими руками. Вместе с тем появляется дальнейшая перспектива трудоустройства учащихся, так как, создавая своими руками сложные модели разных изделий, ребенок учится  конструированию, трудолюбию и пунктуальности.

Все выпускники 2016-2017 учебного года трудоустроены.

 

(Слайд 30)  В целях формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, профилактики жестокого обращения с детьми, предупреждения эмоциональных и поведенческих нарушений и повышения уровня информированности подростков по данной теме в МКОУ «Городовиковская СОШ № 2» был проведен школьный  этап деловой игры «Защити себя».

Подготовка к данному конкурсу позволила обучающимся нашей школы узнать  о преимуществах, которые получает общество от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни, познакомиться с основными международными документами, защищающими и гарантирующими права этой категории людей.

В целом, подводя итоги работы в 2016-2018 учебном году по реализации инклюзивного образования в нашем образовательном учреждении, необходимо отметить позитивную тенденцию в данном направлении. Все дети, включенные  в образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии, особенно в развитии социальных навыков, адаптированы и приняты детским коллективом, с желанием посещают ОУ, получая помощь и поддержку в овладении образовательной программой.

(Слайд 31)  Педагогический коллектив нашей школы  в 2017/2018 учебный году

  1. Продолжит осуществление деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения с обучающимися.
  2. А также продолжит работу над результативным участием обучающихся в районных, республиканских фестивалях и конкурсах.
  3. Активизирует работу с родителями через: проведение психологических тренингов, практических семинаров, обеспечивающих коррекцию семейных взаимоотношений и проблем воспитывающих детей с ОВЗ, включенность родителей в мероприятия различного уровня.

 

Пользуясь оснащенностью всех учебных учреждений района компьютерным оборудованием, будет  создано сетевое педагогическое сообщество - педагоги самых отдаленных школ  будут иметь возможность задать вопросы и проконсультироваться по любым вопросам организации обучения детей с ОВЗ.

 

 

Комментарии