Указ о трехдневной барщине кратко и понятно – главное и важное

Указ о трехдневной барщине кратко и понятно – главное и важное

Указ о трехдневной барщине издан 5.04.1797г.

Окончательно отменил крепостное право в России, как известно, Александр II. Однако до него на престоле также были реформаторы, которые пытались если уж не отменить крепостничество совсем, то, по крайней мере, ограничить его и избавить от вредоносных элементов.

Один из таких актов – Манифест о трёхдневной барщине, опубликованный Павлом I в 1797 году. Этот документ пресекал произвол дворян и царского двора в отношении крепостных крестьян.

Отныне барщину разрешалось отрабатывать только три дня в неделю, а также запрещалось выгонять крепостных на барщину в воскресные дни. Воскресенье предназначалось для отдыха и посещения церкви, а оставшиеся три дня – для того, чтобы крестьянин работал на себя.

Причины написания Манифеста

Барщина, существовавшая в русском государстве со времён «Русской правды», постепенно утяжелялась: росло количество повинностей, крестьян принуждали всё больше работать на барина, а за провинности жестоко карали. Крепостное право во многих отношениях сравнялось с рабством. Такое отношение к сословию, которое своим трудом содержит всё остальное общество, начиная от мелких помещиков и кончая царским двором, грозило подорвать производительные силы государства.

Поэтому ещё с эпохи Петра I видные экономисты и государственные деятели создают проекты ограничения барщины. Однако до сей поры эти проекты не воплощались в жизнь. Непосредственные причины создания Манифеста делятся на объективные и субъективные. Объективные главным образом таковы:

Усиление помещичьего произвола и крестьянского гнёта;
Катастрофическое неравенство крестьян и дворян в правах – бесправие первых и существенные привилегии для вторых;
Рост массовых крестьянских движений, начиная от коллективных жалоб царю от крестьян и кончая вооружёнными выступлениями.

Шесть таких жалоб были поданы Павлу в марте 1797 году, накануне коронации. Главная субъективная причина – личность самого царя, который был если и не полноценным либералом, то ярым искателем справедливости. Задолго до вступления на престол он обустроил два своих имения – Гатчину и Павловск, руководствуясь теми же соображениями, что и в Манифесте: ввёл даже не трёхдневную, а двухдневную барщину, построил несколько бесплатных школ и больниц, несколько церквей, разрешал крестьянам в свободное от барщины время уходить на промыслы.

Последствия Манифеста

Манифест о трёхдневной барщине, несмотря на свою прогрессивную сущность (тем более, что это был первый документ такого рода в России), привёл к противоречивым результатам.

В целом можно было ожидать, что положение крестьян значительно улучшится и крепостное право обретёт «человеческое лицо».
Но при этом размытые формулировки Манифеста и отсутствие правового статуса барина и крепостного сделали указ «необязательным» для исполнения: из него следует, что трёхдневная барщина видится царю достаточной для удовлетворения нужд дворян, таким образом, текст его звучит как официальная рекомендация – и не более. Прямой запрет обозначен только на работу в воскресные дни. Историки и правоведы до сих пор спорят, был ли Манифест вообще указом; но большинство учёных всё-таки пришли к выводу, что царский документ не мог быть простым дружеским советом.
По неизвестной причине (скорее всего, в спешке или по недомыслию) составители документа внесли в него лишь запрет на барщину в воскресенье, упустив государственные и церковные праздники. Эта оплошка была исправлена только Александром I в 1818 году.
Парадоксально, но Манифест, по сути, приказывал ухудшить положение крестьян Малороссии, ибо в этом регионе традиционно практиковалась двухдневная барщина. Этот факт впоследствии использовался украинскими националистами как компромат против российской власти (как царской, так и современной); однако вполне ясно, что это упущение произошло также по недомыслию.
При всех своих недостатках Манифест, как и последовавшие за ним указы, подрывал основы крепостничества и закладывал почву для дальнейших преобразований, вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.

Комментарии