UA-114590163-1

Инженерная школа на базе МАОУ СОШ №76 г. Екатеринбурга

Инженерное обучение школьников на базе МАОУ СОШ №76 г. Екатеринбурга осуществляется в рамках деятельности региональной инновационной площадки и базовой площадки ГАОУ ДПО Свердловской области.

Posted 3 месяцев назад in Образование.

374 Просмотры

В соответствии с методической темой школы «IT-технологии как фактор повышения качества образования», передовой педагогический опыт МАОУ СОШ №76 отражает процессы воспитания и обучения с использованием современных it-технологий и управления образовательным учреждением с помощью автоматизированных систем.

Передовой педагогический опыт школы носит не только репродуктивный характер с элементами новизны, но и исследовательский характер, когда творческие объединения педагогов осуществляют экспериментальную исследовательскую работу (в том числе по технической (инженерной) направленности образования), демонстрируя инновационные и результативные методы, формы, методические приемы обучения, повышающие эффективность педагогического процесса.

Выявление ценного педагогического опыта осуществляется в ходе тематического внутришкольного контроля при посещении уроков, при анализе итогов учебного года (выявление позитивных, стабильных результатов), в ходе аттестации  учителей, в ходе подготовки к открытым мероприятиям ОО и в ходе данных мероприятий.

Обобщение педагогического опыта ОО №76 включает в себя: анализ ведущих идей педагогического опыта; выявление противоречий, которые решает именно этот опыт, раскрытие его возможностей;  психологический настрой на восприятие  и осознание идей именно этого педагогического опыта; оценку условий, обеспечивающих возможность достижения высоких результатов при использовании данного педагогического опыта и инновационных педагогических практик; выбор способа описания педагогического опыта.

Педагогический опыт ОО изучается на муниципальном, федеральном и региональном уровнях с помощью следующих методов:

  • анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;
  • посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;
  • изучение его рабочей документации (планов);
  • проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта;
  • проведение открытых мероприятий: семинаров, мастер-классов, круглых столов, научно-практических конференций, стажировочных дней и т.д.

Инженерное обучение школьников осуществляется в рамках деятельности региональной инновационной площадки и базовой площадки ГАОУ ДПО Свердловской области «ИРО», «Ресурсного центра дистанционной поддержки образования», «Лаборатории робототехники 10+», «Городского опорного центра по теме «IT-технологии как фактор повышения качества образования», центра «Мобильная среда обучения».

В рамках всероссийского проекта «Сетевая академия Cisco» в школе №76 организована лаборатория по практической отработке сборки (разборки) системных блоков персональных компьютеров, установки дополнительного оборудования в системный блок, установки и настройки операционных сред, локальных сетей и соответствующего прикладного программного обеспечения.

В рамках курса «Информатика и ИКТ» при изучении 3D-редакторов используются школьный 3D-принтер для быстрого прототипирования полученных моделей. Для внедрения этой инновационной технологии необходимо разработать  методические рекомендации, определяющие взаимосвязь теоретического материала (работа в 3D-редакторе) и практической части по созданию готового прототипа.

Изучение робототехники позволяет решить следующие задачи, которые стоят перед информатикой как учебным предметом. А именно, рассмотрение линии алгоритмизация и программирование, исполнитель, основы логики и логические основы компьютера.

Конструктор LEGO Mindstorms позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Lego-робот поможет в рамках изучения данной темы понять основы робототехники, наглядно реализовать сложные алгоритмы, рассмотреть вопросы, связанные с автоматизацией производственных процессов и процессов управления. Робот рассматривается в рамках концепции исполнителя, которая используется в курсе информатики при изучении программирования. Однако в отличие от множества традиционных учебных исполнителей, которые помогают обучающимся разобраться в довольно сложной теме, Lego-роботы действуют в реальном мире, что не только увеличивает мотивационную составляющую изучаемого материала, но вносит в него исследовательский компонент.

За 2016-2017 учебный год в рамках занятий по образовательной робототехнике помимо изучения основного программного обеспечения создания управляющих алгоритмов Robolab 2.9.4, освоения языка программирования NXT-G, приступили к внедрению Lego конструирования на основе набора WeDo в образовательный процесс изучения информатики в начальной школе. В результате этого функционал моделей роботов удалось значительно расширить благодаря поддержке ПО новых датчиков набора Lego WeDo.

В течение 2016-2017 учебного года на всех параллелях 8-9 классов в рамках уроков технологии, систематически проводились занятия по образовательной робототехнике. Результат работы показал, что образовательная робототехника органично вписалась в предмет «технология».

3D моделирование и протипирование – это: 1) оценка физических параметров сложных механических систем на численном уровне, численный расчет и моделирование, 2) быстрое и экономичное создание опытной партии моделей сложной формы, 3) копирование существующих моделей с высокой точностью для внесения изменений и последующего производства.

3D моделирование и протипирование осуществляется в 2 этапа: 1) создание готовой модели объекта в 3D редакторе 2) печать модели на 3D принтере. Первый этап осуществляется с использованием ПК и специализированных пакетов прикладных программ: АСКОН 3D-Компас, Netfabb Basic, Picaso 3D Builder. Главным ПО является АСКОН 3D-Компас. С помощью данного софта можно построить модель любого технически сложного объекта и подготовить его к экспорту в самый распространенный формат 3D печати. Второй этап – прототипирование осуществляется на 3D принтере Picaso 3D Builder с использованием PLA пластика как основы будущего прототипа.

В 2016-2017 учебном году на уроках технологии для 10-11 классов был проведён ознакомительный курс по 3D моделированию и прототипированию. В рамках этого курса учащиеся, используя программные средства 3D редактора АСКОН Компас-3D, смогли самостоятельно смоделировать технические объекты различной сложности и сохранить их в формате STL для дальнейшей печати из полимерного пластика на 3D-принтере Picaso 3D Builder. Опыт работы показал, что данный курс актуален, информативен, полезен для учеников 10-11 классов. Необходимо его дальнейшее развитие в плане увеличения количества часов отводимых на курс и подбор более сложных задач по прототипированию.

Сетевые технологии Cisco

Курс IT Essentials («Основы информационных технологий: программное и аппаратное обеспечение персонального компьютера», «Основы ИТ») – это программа, созданная для людей, начинающих изучение информационных технологий, и не требующая наличия каких-либо предварительных навыков. Ученики познакомятся с архитектурой современных персональных компьютеров и сетей, получат как теоретические, так и практические навыки их настройки и обслуживания.

Учебная программа построена по традиционной для курсов академий Cisco схеме “от простого к сложному”, с самого начала задавая твердую теоретическую почву, на базе которой даются практические навыки. На занятиях по настройке и сборке компьютера из комплектующих ученики научатся работать с инструментарием ИТ-инженера, а электронные материалы курса включают в себя множество интерактивных лабораторных работ, которые позволяют разносторонне взглянуть на изучаемые принципы и технологии.

В 2016-2017 учебном году в рамках внеурочной деятельности состоялся первый выпуск учащихся, полностью освоивших курс IT Essentials. По результатам экзаменационной работы троим учащимся МАОУ СОШ №76 выданы сертификаты академии Cisco.

В июне 2017 года в ОО №76 стартовал проект «Эко-Био-Гео-Хим», представленный школой на всероссийский конкурс «Территория образовательных проектов - школа» (ТОПшкола) в номинации «Школа высокой информационной культуры».

Проект нацелен на получение образования путем интеграции естественнонаучных школьных дисциплин с проектной деятельностью  при помощи цифровых лабораторных комплексов по физике (в наличии 13 штук), географии (приобретена 1 цифровая лаборатория по гранту конкурса «Инновации в образовании» в 2017 году), экологии, биологии, химии, которых у школы пока нет (для успешной реализации проекта необходимо минимум по 5 цифровых лабораторий).

Огромные возможности для исследовательской урочной и внеурочной деятельности открываются путем соединения цифровых датчиков и робототехнических школьных комплексов (используются в ОО с 2013 года), что является инновационным направлением в школьном образовании.

Организация лабораторных экспериментов с применением робототехники позволит поднять исследовательские проекты на новый, наиболее продвинутый уровень и повысить мотивацию к обучению.

Результатом проекта (как важной составляющей проекта МАОУ СОШ №76 г. Екатеринбурга «Цифровая школа 21 века», см. https://yadi.sk/d/lnfhhcai3K7c2u), является создание системы обучения, которая позволит готовить кадры для инновационной экономики и информационного общества.

Новизна проекта заключается во внедрении в образовательную деятельность современного цифрового лабораторного оборудования по экологии, биологии, географии, химии, физики для реализации совместных проектов  с применением школьных робототехнических комплексов, что подразумевает деятельностный подход к обучению и соответствует требованиям ФГОС.

Постоянный поиск путей, средств и методов, необходимых для выполнения социального заказа на формирование навыков 21 века, высокое качество обучения естественнонаучным дисциплинам на современном уровне обеспечивает успешную реализацию модели технического (инженерного) образования на базе МАОУ СОШ №76.

Достижения обучающихся в части инженерного образования

Победы

  • победа (дипломы победителя III степени) на II международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» (4 учащихся ОО №76).

Участие

2016-2017 уч. г

  • Участие в Областном чемпионате по робототехнике в ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»
  • Участие в городском конкурсе - выставке «Технический фристайл» детский дом творчества октябрьского района
  • Участие в товарищеских соревнованиях по образовательной робототехнике First Step 2016 в МАОУ лицей №110 им. Л.К. Гришиной.
  • Первый выпуск учащихся, полностью освоивших курс IT Essentials. По результатам экзаменационной работы троим учащимся МАОУ СОШ №76 выданы сертификаты Академии Cisco.

2017-2018 уч. г.

  • Участие в городском конкурсе - выставке «Технический фристайл» детский дом творчества октябрьского района
  • Участие в соревнованиях по образовательной робототехнике First Step 2017 в МАОУ лицей №110 им. Л.К. Гришиной.
  • Обучение учащихся по курсу IT Essentials. По результатам экзаменационной работы 4 учащимся МАОУ СОШ №76 будут выданы сертификаты Академии Cisco.

Идеи:

  • Моделирование в среде АСКОН КОМПАС 3Д, 3Д прототипирование на уроках информатики.
  • Использование модели робота в качестве реального исполнителя программ.
  • Использование элементов робототехники в проведении и подготовке экспериментов в рамках деятельности «Лаборатории ЭКО-БИО-ГЕО-ХИМ».