Алексей Николаевич Леонтьев кратко и понятно – самое главное

Алексей Николаевич Леонтьев кратко и понятно – самое главное

Леонтьев Алексей Николаевич – советский психолог и педагог.

Вместе с Рубинштейном, но независимо от него создал так называемую теорию деятельности – учение, основанное на трудах Выготского и Карла Маркса.

Основой его деятельности была также культурно-историческая психология.

Биография

Алексей Леонтьев родился в 1903 году в известной московской мещанской семье. После окончания Первого реального училища поступил в МГУ на факультет общественных наук.

Впоследствии работал в Психологическом институте (теперь носящем имя Л. Г. Щукиной), основатель которого Г. И. Челпанов был в числе главных учителей Леонтьева. Умер Алексей Николаевич 21.01.1979г.

Теория деятельности

«Теория деятельности», которую создал Алексей Леонтьев, была системой научной психологии, имеющей сильную идеологическую подоплёку. Она изучала деятельность человека (в первую очередь трудовую) и её связь с сознанием. Вот некоторые её положения:

Не сознание определяет деятельность, а наоборот – деятельность определяет сознание. 
Психика формируется в деятельности и в ней проявляется. Деятельность и психика образуют органическое единство, хотя и не тождественны друг другу. 
Деятельность не является ответом на внешние раздражители (стимулы), а контролируется сознанием. 
Деятельность – это совокупность действий, направленных на достижение целей.

Видно, что некоторые положения теории деятельности Леонтьева противоречат друг другу. Деятельность определяет сознание, но в то же время контролируется (а значит – определяется) сознанием. Однако это противоречие устраняется установлением того, что сознание прочно «впаяно» в деятельность и неотделимо от неё.

На основе изучения деятельности человека и её составных частей (действие, операция) Леонтьев и Рубинштейн предлагали изучать всю сферу психической жизни – мысли, идеи, эмоции, чувства, поведение и т. д.

Классовый характер советской психологии Леонтьев отстаивал до конца своей жизни. Через призму коммунистической идеологии он смотрел на все элементы психологической науки. Отсюда и некоторая неясность его формулировок, и их непоследовательность.

Культурно-историческая теория

Теория деятельности Леонтьева, по сути, была составной частью культурно-исторической теории, над которой он работал в течение всей жизни. Это учение проистекает из трудов Л. С. Выготского, хотя в них это словосочетание упомянуто всего лишь несколько раз. Культурно-историческая психология исходит из того, что в психике человека различаются два уровня:

первый – низший, «животный», сформированный в процессе естественной эволюции; 
второй – высший, сформированный в культурной жизни человечества на протяжении всей её истории.

В науке в то время закрепился тезис о том, что человека создали труд и речь. Выготский в большей степени интересовался вторым компонентом – речью в широком её понимании. По его мнению, между внешним стимулом и реакцией человека на него находится опосредованный стимул – знак, направленный на контролирование реакции. Алексей Леонтьев, развивая культурно-историческую психологию, обратился к следующему компоненту «очеловечивания» - труду.

Комментарии