Инструменты модернизации перерабатывающих предприятий сельской кооперации
Современное российское законодательство характеризует потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их пайщиков
Сегодня потребительская кооперация обслуживает более 30 млн. человек, в основном жителей сельских регионов, из них 10 млн. пайщики. В ее состав входят 3,2 тысячи потребительских обществ, объединенных в 74 республиканских, краевых и областных потребсоюзов. (по материалам газеты Российская кооперация)
Тема трансформации экономических отношений в сфере сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции очень популярна и актуальна. Количество аналитических статей в серьезных журналах и СМИ постоянно возрастает.
Мне бы хотелось начать дискуссию не что делать, а как делать. Возможно, менеджерам, проводящим анализ для принятия стратегических решений, будет полезна еще одна точка зрения на управление процессами модернизации перерабатывающих предприятий сельских кооператоров.
Внешние рыночные условия на старте таковы:
- Политическое руководство РФ избрало курс на продовольственную безопасность и последовательно готовит законодательные инициативы по изменениям правил торговли, технических регламентов для запуска модернизации предприятий АПК, чтобы адаптировать все имеющиеся предприятия к новым рыночным реалиям. Специалисты региональных Управлений с/х не могут быть стратегами модернизации в силу отсутствия рыночных стимулов к развитию, ежедневного участия в экономической жизни,. Информация, необходимая для оперативного принятия решений, рассредоточена по различным специалистам, консультативные пункты в регионах, в лучшем случае, учат как выращивать с/х продукцию, но как и кому продавать и во что перерабатывать не известно Поэтому у всех регионов шаблонные, не связанные с рыночными реалиями Программы социально-экономического развития сельских поселений
- Кулуарное распределение бюджетных средств, направляемых на поддержку АПК как из федерации, так и региональных бюджетов
- Примитивное ведения торгового бизнеса потребкооперацией, отсутствие денежных средств для скупки излишков с/х продукции, отсутствие побудительных мотивов к изменениям и развитию.
- Потребкооперация как основной организатор жизни на селе, из-за плохого управления и отсталой технологической базы утратила свое значение, раздробилась на отдельные группы и сама требует радикальной модернизации.
- Ухудшение человеческого капитала, вытеснение молодежи из трудовых коллективов. Проживание на селе молодежи не является привлекательным образом жизни
- Изменение структуры розничного рынка регионов в связи с проникновением федеральных торговых сетей на их территории, превращение розничной торговли и услуг в крупных населенных пунктах в высокотехнологичный бизнес. Рыночная сила федеральных торговых сетей огромна.
- Торговые сети требуют от поставщиков новых товаров, изменений условий поставки, новой удобной упаковки, изменения договорных условий сотрудничества.
- Разнообразие жизненных ситуаций и быстрое изменение рыночных условий в условиях конкуренции требуют применения перерабатывающими предприятиями гибких технологий и привлечения к работе высококвалифицированных кадров.
- Большой объем импорта продовольственных товаров вытесняет торговые предприятия кооператоров с традиционных маржинальных рынков. Рыночная доля предприятий переработки кооператоров падает. Условия выживания требуют изменения технологических укладов в переработке, новых знаний и нового управленческого мышления.
Другая сторона рыночных реалий:
Кризис предыдущей модели развития АПК регионов.
Затруднен доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, рынкам сбыта; сырья и конечной продукции. Ценовая нестабильность рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Доктрина Продовольственной безопасности РФ принята.
Роль потребительской кооперации в ней определена.
Концепция развития организаций Центросоюза принята.
Наличие, как у государства, так и частных инвесторов, свободных капиталов, желание их инвестировать в прибыльные проекты.
Высокая мобильность капитала. Наличие возможности экспериментировать в условиях экономического кризиса.
Возможность использовать помощь и знания иностранных консультантов специалистов различных отраслей.
Неизбежность смены технологического уклада в с/х производстве и переработке, т.к. потребительская кооперация обладает производственными предприятиями мелкого и среднего масштаба; мелкие производства экономически неэффективны, и дублируют друг друга на рынках.
Регионы из-за отсутствия исполнителей и необходимых компетенций не готовы принять свободные инвестиционные ресурсы. Поэтому деньги оседают у существующих крупных с/х холдингов. Конкурентная среда не создается.
Кадров по привлечению инвестиций у региональных организаций кооператоров нет. Содержание каждым потребсоюзом квалифицированных кадров дорого.
Отсутствие у организаторов производства квалифицированных советников, трансформирующих рыночные знания и желания инвесторов в реальные рыночные проекты.
Ни один региональный потребсоюз в одиночку не выстоит в конкурентной борьбе и потеряет сначала рынки, а потом активы.
Это не исчерпывающий список существующих проблем у перерабатывающих предприятий кооператоров, а приглашение к обсуждению существующих проблем и путей выхода из кризиса.
ЗАЧЕМ МЫ ХОТИМ МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ:
- С целью привлечения качественных Инвесторов для долговременного устойчивого развития сельских территорий.
- Для создания инновационного сегмента из промышленных предприятий, т.н. точек опережающего роста на сельских территориях России.
- Для перевода Программ развития АПК регионов РФ.. в набор конкретных инвестпроектов и инвестиционных программ, необходимых для привлечения капитала, наполнения местных бюджетов и борьбы с безработицей.
- Для использования новых возможностей реализации потенциала организационных форм потребительской кооперации по развитию АПК в рыночных условиях через привлечение инвестиций в переработку и технологии выращивания с/х продукции.
ЧТО предлагается делать для изменения ситуации и перехода к активной фазе модернизации перерабатывающих предприятий кооператоров:
- Создать квалифицированного посредника в рамках центрального и региональных аппарата Центросоюза консалтингово-инжиниринговую компанию, акциями которой будут владеть региональные предприятия потребсоюзов. Цель - через механизм государственно-частного партнерства решение практических задач модернизации перерабатывающих предприятий - экономической базы, объединяющей кооператоров регионов, и реализации инновационных идей в области организации производств по переработке с/х продукции для повышения конкурентоспособности производств по переработке с/х продукции.
- На первом этапе для привлечения инвесторов задачей создаваемой компании будет генерировать поток модернизационных проектов для существующих предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, находящихся в собственности кооператоров
Далее практическая реализация пилотного проекта для учета ошибок и промахов при масштабировании проектов и тиражирования опыта в рамках программ продовольственной безопасности и развития АПК.
- Предлагаемые Проекты должны быть амбициозными, способными привлечь внимание инвесторов и дать большой мультипликационный эффект для региональной экономики. Участие в проектах должно стать элементом престижа как для молодых специалистов кооператоров, так и для зрелых практиков рынка.
КАК МЫ БУДЕМ ЭТО ДЕЛАТЬ:
- Путем создания проектной команды из специалистов региональной администрации, экономистов, консультантов и привлечение к работе проектной группы иностранных специалистов по программам технической помощи. Это сложный бизнес, требующий участия высококвалифицированных участников-управленцев, инженеров, экономистов, маркетологов.
НАШИ ОЖИДАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Создание инвестиционных проектов модернизации перерабатывающих предприятий, понятных Частным инвесторам различного уровня.
- Использование инвестиционных проектов модернизации перерабатывающих предприятий как инструмента продвижения областных программ модернизации экономики на различных инвестиционных форумах
- Получение документов регионального развития для обсуждения местной Администрацией на федеральном уровне планов финансовой поддержки программы модернизации перерабатывающих предприятий
- Превращение потребительских союзов в альтернативную форму организации аграрной сферы экономики в интересах одновременно производителей и потребителей, которой могут воспользоваться как предприятия, так и домашние хозяйства.
- Объединение разрозненных потребительских обществ на новой экономической основе в мощную вертикально-интегрированную структуру, способную отстаивать свои экономические и политические интересы и активно изменяющую в качественную сторону сельский быт, привлекающих молодежь, возрождающих село через экономические преобразования.
- НАШИ ИНСТРУМЕНТЫ И КОМПЕТЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ:
- Консалтингово - инжиниринговая компания (рынки и технологии).
- проектная группа ( управленческие и информационные компетенции).
- перезапуск механизма экономического и юридического объединения региональных потребсоюзов на новых принципах (создание вертикально-интегрированных структур на основе экономического интереса).