Методика запуска национальных проектов на селе

Комментарии · 3992 Просмотры

Модернизация предприятий КООП

 

Инструменты модернизации перерабатывающих предприятий сельской кооперации

 

Современное российское законодательство характеризует потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их пайщиков

Сегодня потребительская кооперация обслуживает более 30 млн. человек, в основном жителей сельских регионов, из них 10 млн. пайщики. В ее состав входят 3,2 тысячи потребительских обществ, объединенных в 74 республиканских, краевых и областных потребсоюзов. (по материалам газеты Российская кооперация)

Тема трансформации экономических отношений в сфере сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции очень популярна и актуальна. Количество аналитических статей в серьезных журналах и СМИ постоянно возрастает.

Мне бы хотелось начать дискуссию не что делать, а как делать. Возможно, менеджерам, проводящим анализ для принятия стратегических решений, будет полезна еще одна точка зрения на управление процессами модернизации перерабатывающих предприятий сельских кооператоров.

Внешние рыночные условия на старте таковы:

  1. Политическое руководство РФ избрало курс на продовольственную безопасность и последовательно готовит законодательные инициативы по изменениям правил торговли, технических регламентов для запуска модернизации предприятий АПК, чтобы адаптировать все имеющиеся предприятия к новым рыночным реалиям. Специалисты региональных Управлений с/х не могут быть стратегами модернизации в силу отсутствия рыночных стимулов к развитию, ежедневного участия в экономической жизни,. Информация, необходимая для оперативного принятия решений, рассредоточена по различным специалистам, консультативные пункты в регионах, в лучшем случае, учат как выращивать с/х продукцию, но как и кому продавать и во что перерабатывать не известно Поэтому у всех регионов шаблонные, не связанные с рыночными реалиями Программы социально-экономического развития сельских поселений
  2. Кулуарное распределение бюджетных средств, направляемых на поддержку АПК как из федерации, так и региональных бюджетов
  3. Примитивное ведения торгового бизнеса потребкооперацией, отсутствие денежных средств для скупки излишков с/х продукции, отсутствие побудительных мотивов к изменениям и развитию.
  4. Потребкооперация как основной организатор жизни на селе, из-за плохого управления и отсталой технологической базы утратила свое значение, раздробилась на отдельные группы и сама требует радикальной модернизации.
  5. Ухудшение человеческого капитала, вытеснение молодежи из трудовых коллективов. Проживание на селе молодежи не является привлекательным образом жизни
  6. Изменение структуры розничного рынка регионов в связи с проникновением федеральных торговых сетей на их территории, превращение розничной торговли и услуг в крупных населенных пунктах в высокотехнологичный бизнес. Рыночная сила федеральных торговых сетей огромна.
  7. Торговые сети требуют от поставщиков новых товаров, изменений условий поставки, новой удобной упаковки, изменения договорных условий сотрудничества.
  8. Разнообразие жизненных ситуаций и быстрое изменение рыночных условий в условиях конкуренции требуют применения перерабатывающими предприятиями гибких технологий и привлечения к работе высококвалифицированных кадров.
  9. Большой объем импорта продовольственных товаров вытесняет торговые предприятия кооператоров с традиционных маржинальных рынков. Рыночная доля предприятий переработки кооператоров падает. Условия выживания требуют изменения технологических укладов в переработке, новых знаний и нового управленческого мышления.

Другая сторона рыночных реалий:

Кризис предыдущей модели развития АПК регионов.

Затруднен доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, рынкам сбыта; сырья и конечной продукции. Ценовая нестабильность рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Доктрина Продовольственной безопасности РФ принята.

Роль потребительской кооперации в ней определена.

Концепция развития организаций Центросоюза принята.

Наличие, как у государства, так и частных инвесторов, свободных капиталов, желание их инвестировать в прибыльные проекты.

Высокая мобильность капитала. Наличие возможности экспериментировать в условиях экономического кризиса.

Возможность использовать помощь и знания иностранных консультантов специалистов различных отраслей.

Неизбежность смены технологического уклада в с/х производстве и переработке, т.к. потребительская кооперация обладает производственными предприятиями мелкого и среднего масштаба; мелкие производства экономически неэффективны, и дублируют друг друга на рынках.

Регионы из-за отсутствия исполнителей и необходимых компетенций не готовы принять свободные инвестиционные ресурсы. Поэтому деньги оседают у существующих крупных с/х холдингов. Конкурентная среда не создается.

Кадров по привлечению инвестиций у региональных организаций кооператоров нет. Содержание каждым потребсоюзом квалифицированных кадров дорого.

Отсутствие у организаторов производства квалифицированных советников, трансформирующих рыночные знания и желания инвесторов в реальные рыночные проекты.

Ни один региональный потребсоюз в одиночку не выстоит в конкурентной борьбе и потеряет сначала рынки, а потом активы.

Это не исчерпывающий список существующих проблем у перерабатывающих предприятий кооператоров, а приглашение к обсуждению существующих проблем и путей выхода из кризиса.

ЗАЧЕМ МЫ ХОТИМ МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ:

 

  1. С целью привлечения качественных Инвесторов для долговременного устойчивого развития сельских территорий.
  2. Для создания инновационного сегмента из промышленных предприятий, т.н. точек опережающего роста на сельских территориях России.
  3. Для перевода Программ развития АПК регионов РФ.. в набор конкретных инвестпроектов и инвестиционных программ, необходимых для привлечения капитала, наполнения местных бюджетов и борьбы с безработицей.
  4. Для использования новых возможностей реализации потенциала организационных форм потребительской кооперации по развитию АПК в рыночных условиях через привлечение инвестиций в переработку и технологии выращивания с/х продукции.

 

ЧТО предлагается делать для изменения ситуации и перехода к активной фазе модернизации перерабатывающих предприятий кооператоров:

 

  1. Создать квалифицированного посредника в рамках центрального и региональных аппарата Центросоюза консалтингово-инжиниринговую компанию, акциями которой будут владеть региональные предприятия потребсоюзов. Цель - через механизм государственно-частного партнерства решение практических задач модернизации перерабатывающих предприятий - экономической базы, объединяющей кооператоров регионов, и реализации инновационных идей в области организации производств по переработке с/х продукции для повышения конкурентоспособности производств по переработке с/х продукции.
  2. На первом этапе для привлечения инвесторов задачей создаваемой компании будет генерировать поток модернизационных проектов для существующих предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, находящихся в собственности кооператоров

Далее практическая реализация пилотного проекта для учета ошибок и промахов при масштабировании проектов и тиражирования опыта в рамках программ продовольственной безопасности и развития АПК.

  1. Предлагаемые Проекты должны быть амбициозными, способными привлечь внимание инвесторов и дать большой мультипликационный эффект для региональной экономики. Участие в проектах должно стать элементом престижа как для молодых специалистов кооператоров, так и для зрелых практиков рынка.

 

КАК МЫ БУДЕМ ЭТО ДЕЛАТЬ:

 

  1. Путем создания проектной команды из специалистов региональной администрации, экономистов, консультантов и привлечение к работе проектной группы иностранных специалистов по программам технической помощи. Это сложный бизнес, требующий участия высококвалифицированных участников-управленцев, инженеров, экономистов, маркетологов.

НАШИ ОЖИДАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Создание инвестиционных проектов модернизации перерабатывающих предприятий, понятных Частным инвесторам различного уровня.
  2. Использование инвестиционных проектов модернизации перерабатывающих предприятий как инструмента продвижения областных программ модернизации экономики на различных инвестиционных форумах
  3. Получение документов регионального развития для обсуждения местной Администрацией на федеральном уровне планов финансовой поддержки программы модернизации перерабатывающих предприятий
  4. Превращение потребительских союзов в альтернативную форму организации аграрной сферы экономики в интересах одновременно производителей и потребителей, которой могут воспользоваться как предприятия, так и домашние хозяйства.
  5. Объединение разрозненных потребительских обществ на новой экономической основе в мощную вертикально-интегрированную структуру, способную отстаивать свои экономические и политические интересы и активно изменяющую в качественную сторону сельский быт, привлекающих молодежь, возрождающих село через экономические преобразования.
  6. НАШИ ИНСТРУМЕНТЫ И КОМПЕТЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ:
  • Консалтингово - инжиниринговая компания (рынки и технологии).
  • проектная группа ( управленческие и информационные компетенции).
  • перезапуск механизма экономического и юридического объединения региональных потребсоюзов на новых принципах (создание вертикально-интегрированных структур на основе экономического интереса).
Комментарии