Текст СанПиН 2.4.2.2821-10 от 24.10. 2015 с изменениями для школ на 2018 год

Текст СанПиН 2.4.2.2821-10 от 24.10. 2015 с изменениями для школ на 2018 год

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015  г.
Регистрационный №  40154

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015  г. №  81
“О внесении изменений №  3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях”

 

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 №  52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №  14, ст.  1650; 2002, №  1 (ч.  1), ст.  2; 2003, №  2, ст.  167; №  27 (ч.  1), ст.  2700; 2004, №  35, ст.  3607; 2005, №  19, ст.  1752; 2006, №  1, ст.  10; №  52 (ч.  1), ст.  5498; 2007, №  1 (ч.  1), ст.  21; ст.  29; №  27, ст.  3213; №  46, ст.  5554; №  49, ст.  6070; 2008, №  24, ст.  2801; №  29 (ч.  1), ст.  3418; №  30 (ч.  2), ст.  3616; №  44, ст.  4984; №  52 (ч.  1), ст.  6223; 2009, №  1, ст.  17; 2010, №  40, ст.  4969; 2011, №  1, ст.  6; №  30 (ч.  1), ст.  4563, ст.  4590, ст.  4591, ст.  4596; №  50, ст.  7359; 2012, №  24, ст.  3069; №  26, ст.  3446; 2013, №  27, ст.  3477; №  30 (ч.  1), ст.  4079; №  48, ст.  6165; 2014, №  26 (ч.  1), ст.  3366, ст.  3377; 2015, №  1 (часть I), ст.  11; №  27, ст.  3951; №  29 (часть I), ст.  4339 и ст.  4359), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №  554 “Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №  31, ст.  3295; 2004, №  8, ст.  663; 2004, №  47, ст.  4666; 2005, №  39, ст.  3953) постановляю:

Внести изменения №  3 в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях”, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №  189 (зарегистрировано Минюстом России 03.03.2011, регистрационный №  19993), с изменениями внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 №  85 (зарегистрировано Минюстом России 15.12.2011, регистрационный №  22637) и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 №  72 (зарегистрировано Минюстом России 27.03.2014, регистрационный №  31751) (приложение).

 

 

А.Ю.  Попова

 

 

 

Приложение

 

Изменения №  3
в СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях”
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015  г. №  81)

 

Внести следующие изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10:

  1. Пункт 1.3. изложить в редакции:

“Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях”.

  1. По всему тексту санитарных правил:

- слова “образовательный процесс”заменить словами “образовательная деятельность”;

- слова “I ступени”заменить словами “начального общего образования”;

- слова “II ступени”заменить словами “основного общего образования”;

- слова “III ступени”заменить словами “среднего общего образования”;

- слова “образовательное учреждение”заменить словами “организация, осуществляющая образовательную деятельность”в соответствующем падеже.

  1. Пункт 3.8. дополнить абзацем вторым следующего содержания:

“На территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.”.

  1. Пункт 3.13. исключить.
  2. Пункт 4.1. дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

“При проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.”.

  1. Второе предложение абзаца первого пункта 4.5. изложить в следующей редакции: “Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки.”.
  2. Абзац второй пункта 4.13. изложить в следующей редакции:

“При размещении спортивного зала на 2-м этаже должны обеспечиваться нормативные уровни звукового давления и вибрации в соответствии с гигиеническими нормами.”.

  1. В пункте 4.21 абзац второй изложить в следующей редакции:

“Медицинское обслуживание учащихся малокомплектных общеобразовательных организаций допускается на базе организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.”.

  1. В абзаце пятом пункта 4.25 слова “дезинфицирующими средствами”заменить на слова “дезинфекционными средствами”.
  2. Абзац пятый пункта 4.25 дополнить следующим предложением: “Допускается использование одноразовых сидений на унитаз”.
  3. В пункте 4.28. во втором предложении слова “при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся - не менее 3,6 м.”заменить на слова “при условии соблюдения кратности воздухообмена”.
  4. В абзаце первом пункта 5.7 после слов после “иметь темно-зеленый”дополнить словами “или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие.”.
  5. Первое предложение абзаца четвертого пункта 5.7. изложить в следующей редакции:

“Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям.”

  1. Главу V “Требования к помещениям и оборудованию”дополнить пунктом 5.19. следующего содержания:

“5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.

5.19.1. При проектировании малокомплектных общеобразовательных организациях, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей, процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

5.19.2. Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.

При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0  каждая.

5.19.3. В составе производственных помещений пищеблока предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды.

Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой.

5.19.4. Содержание и организация работы столовой в части объемно- планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации*.

5.19.5. Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность.

Площадь кабинета врача предусматривается не менее 12 , процедурного - не менее 12 .

В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

Помещения должны иметь естественное освещение.

Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших обучающихся.”.

  1. Абзац первый пункта 6.2. после слов “спортивного зала - 20  -  22°С”дополнить словами “душевых - 24  -  25°С, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19  -  21°С”.
  2. В абзаце втором пункта 8.1. исключить слова “во вновь строящихся и реконструируемых”.
  3. Пункт 8.5. изложить в следующей редакции:

“В неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.”.

  1. В пункте 10.1. абзац второй изложить в следующей редакции:

“Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.”.

  1. Пункт 10.5. изложить в редакции:

“Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

 

КлассыМаксимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)*Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**при 6-ти дневной неделе, не болеепри 5-ти дневной неделе, не болееНезависимо от продолжительности учебной недели, не более1-21102  -  42623105322910633301073532108  -  936331010  -  11373410Примечание:

* Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.”.

  1. В абзаце первом пункта 10.6 слова “максимальной допустимой нагрузки”заменить на слова “максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки”.
  2. В абзаце втором пункта 10.6. исключить слова: “и 1 раз в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры”.
  3. В абзаце третьем пункта 10.6. исключить слова: “и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе”.
  4. Пункт 10.6. дополнить абзацами седьмым, восьмым, девятым, десятым и одиннадцатым следующего содержания:

“Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

- для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2  -  4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 5  -  7 классов - не более 7 уроков;

- для обучающихся 8  -  11 классов - не более 8 уроков.”

  1. Абзац третий пункта 10.8. дополнить предложением следующего содержания: “Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне)”.
  2. Пункт 10.10. изложить в редакции:

“Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование “ступенчатого”режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый).

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:

- полдника и прогулок для всех учащихся;

- полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения”.

  1. Название четвертой графы таблицы 5 пункта 10.18 изложить в следующей редакции:

“Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения”.

  1. Пункт 10.18. дополнить абзацами пятым, шестым и седьмым следующего содержания:

“Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1  -  2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3  -  4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5  -  6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7  -  11 классов - 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1  -  4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1  -  2 классах составляет не более 25 минут, 3  -  4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60  -  80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения”.

  1. Пункт 10.20. изложить в следующей редакции:

“Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки. Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается”.

  1. Пункт 11.9 изложить в следующей редакции:

“Должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года”.

 

_____________________________

* СанПиН 2.4.5.2409-08 “Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования”(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 №  45, зарегистрированным Минюстом России 07.08.2008, регистрационный №  12085).

 

СанПиН для школ 2018 года

СанПиН для школ 2018 года не претерпел никаких изменений по сравнению с  редакциями документа, с которым Вы только что ознакомились. Последние поправки, как Вы заметили, вносились в него в ноябре 2015 года, поэтому любая более поздняя версия является актуальной. На сегодняшний день постановление включает в себя требования к:

 

  • Месту расположения общеобразовательного учреждения
  • Устройству его территории
  • Планировке и другим особенностям здания
  • Оборудованию и оснащению помещений
  • Системам вентиляции и отопления
  • Естественному и искусственному освещению
  • Водоснабжению и канализации
  • Открытию и работе школы в помещении изначально не предназначенном для неё
  • Режиму образовательного процесса
  • Организации медицинского обслуживания учеников
  • Санитарному состоянию и содержанию школы
  • Соблюдению санитарных правил

 

СанПиН школы с изменениями на 2018 год дополняют ещё 3 официальных документа: «Федеральный закон 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Постановление 554 Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» и «СанПиН 2.4.2.1178-02 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Без выполнения требований этих нормативных актов невозможно законное функционирование ни одного образовательного заведения. Они одинаково актуальны как для государственных школ, так и для частных коммерческих заведений.

 

Копирование ТЕКСТА Документа разрешено при условии размещения на Вашем сайте гиперактивной ссылки на Всероссийскую социальную сеть работников образования https://worknet-info.ru/socset_rabotnIkov_obrazovaniya 

Комментарии