Ногайская Орда кратко и понятно – все самое важное

Ногайская Орда кратко и понятно – все самое важное

Ногайская Орда: история, культура и присоединение к России

История образования и расцвет

В конце 14 столетия в Золотой Орде начался процесс распада на отдельные ханства. Одним из них стала Ногайская Орда или же, как они сами называли свое государство – Мангытский юрт, а себя – мангытами.

Территория ее местонахождения была между реками Волгой и Уралом (Яиком). Свое формирование она начала еще в конце 14 – начале 15 столетий, а окончательно оформилась в самостоятельное государственное образование к 1440-м годам.

Столицей стал город Сарайчик или Сарайджук, расположенный на берегу реки Урал (Яик), который являлся центром крупной торговли из Причерноморья в Среднюю Азию. В 14 веке там проживало около 100 тысяч жителей.

Как и остальные ханства, вышедшие из Золотой Орды, Ногайская Орда продолжала вести кочевой образ жизни, основной деятельностью было скотоводство и охота. Окончательно государство обособилось при сыне Едыге Нур-ад-дине. Именно этот период принято расцветом Ногайской Орды.

Ногайская орда на карте

Ногайская орда на карте

Правители

Титул правителя Ногайской Орды имеет название «бий» или «Ногайский бий». Первым правителем Мангытского юрта считается Едыге хан (1392-1412), именно он основатель династии, которая встала во главе кочевого государственного образования. После смерти Едигея во главе государства стал его сын – Нуррадин (1412-1419), он продолжал политику отца и смог многое вложить в процесс формирования самостоятельного Мантыгского юрта.

После смерти Нуррадина бием стал старший сын Едигея – Мансур (1419-1427). После того как Мансур был казнен в 1427 году к власти пришел его младший брат – Гази (1427-1428), стал беклярбеком правителя Восточного Дешта, где и был убит из-за зависти в карьерном росте. После к власти приходят наследники Нуррадина. Ваккас-бий, сын Нуррадина (1428-1447). При нем сохранялась самостоятельность Мантыгского юрта и сложились основы Ногайской Орды.

На его место стал сын Ваккаса – Хорезми (1447-1473), сведений о его правлении не так много, однако известно, что он проводил постоянные поиски союзников, а также участвовал в сражениях, в одном из таких в 1473 году был убит стрелой. Следующим беем стал Аббас – сын Нуррадина (1473-1491). Его правление было озаглавлено тенденцией к отделению от сильных союзников и соседей, известно так же что Аббасу в виду каких-то размолвок пришлось бежать.

Теперь у власти Муса (1491-1502), сын Ваккаса и один из самых активных деятелей. Главным достижением считается окончательная независимость Ногайской Орды, усилилось ее влияние в Европе и внешние политические связи. После его смерти, беем стал брат Мусы – Ямгурчи (1502-1504). Он продолжал политику брата и был признан законным наследником, однако ее статус на политической внешней арене был уже гораздо ниже. Он придерживался мирной политики по отношению к Московскому царству.

После Ямгурчи наступает период междоусобных войн. Хассан – младший сын Ваккаса (1504-1508), он не пользовался таким авторитетом как братья и поэтому пытался укрепить свое положение разными союзами. Сведения о нем пропадают, начиная с 1508 года, тогда вместо него становится сын Мусы – Шейх-Мухаммед (1508-1510 и 1516-1519).

Последними биями были Алчагир, сын Мусы (1508-1516), Агиш, сын Ямчурги (1521-1524), Саид-Ахмед, сын Мусы (1524-1541), Шейх-Мамай, сын Мусы (1541-1549) , Юсуф, сын Мусы (1549-1554) и Исмаил, сын Мусы (1557-1563).

Культура

Про культуру кочевников ногаев известно совсем не много, большинство свидетельств были записаны путешественниками уже после крушения Ногайской Орды. Так, начнем с повседневной жизни. Проживали ногаи в юртах – больших сферических конструкциях. Обычно на одну большую семью приходилось две юрты – одна для детей и одна для старшего поколения. Свои стоянки размещали в местах богатых на кормовые культуры для скота.

Миграционные процессы в племени происходили сезонно и связанны были с потребностью постоянной смены места проживания. Одевались ногаи в соответствии со своим образом жизни. Так, мужчины носили длинные суконные кафтаны, которые могли быть голубого, красного или же серого цветов. Под ним находились суконные или овчинные штаны и хлопчатобумажные рубахи. Женщины же носили схожую одежду, некоторые могли позволить себе белые полотняные одеяния и шелковые халаты.

Зависимо от погодных условий и мужчины, и женщины носили овечьи шубы. Головными уборами мужчин были остроконечные буреки или шапки из куниц, а у женщин – круглые складчатые шапки ушитые русскими монетами. Обувью служили кожаные и практичные сапоги.

Питались ногайцы мясом домашних животных, молочными продуктами разнообразного приготовления, иногда пекли из просяной или рисовой муки лепешки, также разнообразили свое питание дичью и рыбой. С напитков у них были мед и алкогольные кумыс, айран и буза.

Внутренняя организация отношений происходила нормами обычного права, то есть традиционными (например, кровная месть за убийство или же выкуп за невесту и т.д.). В силу своей истории, географического местонахождения и соседей Ногайская Орда придерживалась мусульманского вероисповедания турецкого образца, но как у кочевников, у ногайцев сохранились довольно сильные пережитки до мусульманских верований предков – языческих.

Что касается литературы, то в Ногайской Орде преобладала литература устной формы. Формировалась она на основе постоянных сезонных перемещений, что также влияло на появление новых элементов культур соседей и распространении своей. Хранителями культуры были старожилы. Письменная культура в первую очередь использовалась правителями Орды и мирзами для переписок с монархами.

Известно, что в Ногайской Орде город и столица Сарайчук выступал важным экономическим, политическим и в некотором плане религиозном центром. Но на вопрос о других городах ногайцев историки отвечают отрицательно. Так как ногайцы были «заядлыми» кочевниками, то строить города и укрепления они не собирались, как одна из возможных теорий, можно предположить, что они пользовались сооружениями, которые достались в наследство от Золотой Орды. Однако археологические, краеведческие и фольклорные находки позволяют нам задавать такие вопросы, ответы на которые крайне неоднозначны.

Войны

Так как ногаи являются кочевым народом, то их основной военной силой стала конница, преимущественно легкая и мобильная. Так как такие войска не были лишне обряжены, они использовались в долгих передвижениях и засадах. Тактика заключалась в быстрых и маневренных ударах. Наиболее боеспособными были гвардия хана и дружины удельных мурз и биев, так как они лучше всего были обеспечены.

Самой значительной считается война, которую в 90-х гг. 14 столетия вел Едыге против Тохтамыш хана в течении 15 лет. Благодаря ей, территории Ногайской Орды расширились до Западно-Сибирской низменности. Во всех остальных случаях войны проходили с соседними племенами или же ногайские воины выступали в военных действиях как наемники.

Присоединение к России

Лишь после того, как этнополитическая общность ногайцев (уже не мангытов) полноценно сформировалась, а случилось это ближе ко второй половине 15 столетия, можно говорить о начале действительно дипломатических ногайско-русских отношений. Они начинают формироваться еще с конца 14 века и выражались в усилении торгово-экономических и политических связей Ногайской Орды с Русским государством.

Царствовавший Иван Грозный считал, что Казанское и Астраханское ханства угрожаю русским землям, а также держат в подчинении Волжский торговый путь. После нескольких неудачных дипломатических попыток, царь решил взять эти ханства военной силой. После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России, а также других азийских народов, Ногайская Орда признала свою зависимость от Московского государства.

Через некоторое время наступило время упадка ногаев и в результате междоусобиц среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Так из нее выделились три утворення – Ногаи Большие, Ногаи Малые и Алтыульская Орда.

Интересные факты

ногаи выделились из Золотой Орды, а как самоназвание свое объединения использовали – Мангытский юрт, а себя называли мангытами;
ногайская Орда придерживалась мусульманского вероисповедания турецкого образца, но как у кочевников, у ногайцев сохранились довольно сильные пережитки до мусульманских верований предков – языческих;
титул правителя Ногайской Орды имеет название «бий» или «Ногайский бий».

Комментарии