Календарь Древней Руси кратко и понятно – все самое важное

Календарь Древней Руси кратко и понятно – все самое важное

 Календарь Древней Руси Коляды дар, то есть календарь у наших предков, древних славян, в основном, определялся очень естественными, всем понятными и наглядными знаками и знамениями, которые в избытке предоставляла сама природа. Летоисчисление велось от сотворения мира, то есть, от даты подписания договора о мире в Звездном Храме после победы ариев над империей Великого Дракона (Китай).

В общем-то, с символом этой победы мы все знакомы и ныне – это Святой Георгий Победоносец, поражающий Змия-Дракона, но в дохристианскую эпоху, то было изображение бога Перуна, разящего китайского дракона. Система счисления этого древнего календаря была шестнадцатеричной. В году, то есть, в Лете было три сезона – Весна, Зима, Оусень, девять месяцев, девять дней в каждой неделе и шестнадцать часов в сутках.

Все месяцы были длиннее, чем сейчас на десять дней. То есть, в четных месяцах насчитывался сорок один день, а в нечетных – сорок. Все Лета, длящиеся триста шестьдесят пять дней, назывались Простыми, но каждое шестнадцатое Лето являлось Священным, и в нем каждый месяц имел полные сорок один день, и длилось такое Лето триста шестьдесят девять дней.

                               Христианская эпоха – Юлианский календарь

В конце десятого века политические и торговые связи Древней Руси с Византией вынудили наших предков не только принять христианство, но и перейти на летоисчисление по примеру Византии, то есть на юлианский календарь. Но все-таки переход на этот календарь не был абсолютным. Еще очень долго существовали на Руси три вида календаря: церковный, аграрный и гражданский. В принципе, в сознании наших предков год, как бы распадался всего на две части – зимнюю и летнюю. И начинался этот год с первого месяца весны – с марта, так как природа в этом месяце пробуждается к жизни.

В общем-то и апокрифы, и народные поверья относили к марту месяцу само сотворение мира, а также сотворение человека. Церковь же, руководствуясь византийскими святцами и календарем, приняла индиктовый годичный цикл, начинающийся в сентябре. Князь же и его народ остались при мартовском годе и продолжали называть месяцы древнеславянскими именами.

А вот древнерусские крестьяне испокон веков вели счет времени, руководствуясь солнечным календарем. А раз уж народный календарь всегда находился в прямой связи с хозяйственной деятельностью, то он и получил название «аграрный». Главными опорными точками в этом календаре были летний и зимний солнцевороты, то есть, двадцать второе декабря и двадцать второе, июня и дни осеннего и весеннего равноденствия, то есть двадцать первое марта и двадцать третье сентября.

В большинстве районов, как Древней Руси, так и современной России, зима является самым длинным временем года. И вот рядовой крестьянин, наблюдая за природой, разумеется, никак не мог согласиться с тем, что зима наступала по гражданскому календарю первого декабря. Для крестьянина зима наступала в октябре, с первыми заморозками. А осень для крестьян ассоциировалась исключительно с временем жатвы, сбора урожая, то есть, со второго августа (Ильин день) до первого октября (Покров).

Названия месяцев древних славян занесены в Церковный сборник, являющийся приложением к Остромирову евангелию 1056 года. Январь называли Просинец. Февраль – либо Снежен, либо Сечень. Март получил сразу несколько названий: Сухый, Свистун, Пролетье и Березозол. Апрель прозвали Цветень, впрочем, Березозолом его тоже иногда называли. Май носил имя Травень. Июнь кликали Изоком или же называли Червец. Июль – это Липец или Червень. Август – Зарев, Зорничник, Капустник или Серпень. Сентябрь – это Рюе(и)н. Октябрь – Паздерник или Листопад. Ноябрь назывался Груднем. Декабрь же кликали Зимником или Студенем.

Комментарии