Социальная поддержка семей - законодательные программы поддержки семей с детьми

Обзор государственных программ поддержки семей с детьми

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ

 

В 2013 году была введена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребёнка или последующих детей в размере прожиточного минимума ребёнка в субъектах Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация.

В 2017 году ежемесячная денежная выплата установлена в 67 субъектах Федерации. 50 субъектов Федерации получают софинансирование из федерального бюджета, 17 субъектов Федерации производят выплаты за счёт собственных средств.

Средний размер ежемесячной денежной выплаты сейчас составляет 9828,5 рубля.

Нуждающимся семьям в регионах, получающих поддержку из федерального бюджета, осуществлены выплаты на 524,3 тысячи детей, что составляет 80,1% от численности рождённых за 2013–2017 годы третьих и последующих детей.

В рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за 2014–2017 годы получили 53,17 тысячи молодых семей, в том числе: в 2014 году – 10,44 тысячи семей; в 2015 году – 15,18 тысячи семей; в 2016 году – 13,28 тысячи семей; в 2017 году – 14,27 тысячи семей.

За 6 лет в России достигнута почти 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. Создано более 1135 тыс. мест в детских садах. В 2018 году началась реализация программы по повышению доступности яслей и ясельных групп (дети до трёх лет).

К 2017 году уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет в среднем по Российской Федерации составил 98,5%. В отдельных субъектах с сохранившимся дефицитом мест продолжается точечная работа.

Система присмотра и ухода за маленькими детьми получила развитие в том числе в создании условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

У большинства женщин по истечении отпуска по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет возникает проблема выхода на работу, связанная главным образом со снижением профессиональной квалификации и частичной утерей профессиональных навыков.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» во всех субъектах Федерации реализуются меры, направленные на обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, детских оздоровительных учреждений, иных организаций, предоставляющих услуги в области досуга и развития несовершеннолетних детей. Расширилось применение гибких форм занятости и дистанционной занятости; содействие трудоустройству женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в том числе содействие самозанятости; организация профессиональной ориентации и профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет способствует созданию адаптационных условий для возвращения указанной категории женщин к трудовой деятельности, а также повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Ежегодно в субъектах Федерации реализуется более 500 программ переобучения и 340 программ повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, более 190 программ находятся на стадии разработки.

За 6 лет программами по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию воспользовались 78,8 тысячи женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми.

В 2018 году началась реализация программы по повышению доступности яслей и ясельных групп (дети до трёх лет).

За 6 лет показатель младенческой смертности в России снизился на 34,9% – с 8,6 в 2012 году до 5,6 случаев на 1 тысячу родившихся живыми в 2017 году. Показатель материнской смертности в последние годы стабильно снижается. За 12 месяцев 2017 года этот показатель составил 7,3 на 100 тысяч родившихся живыми.

Снижаются показатели смертности детей до 5 лет – с 10,6 в 2012 году до 6,9 на 1 тысячу родившихся живыми в 2017 году (на 34,9%) и смертности детей от 0 до 17 лет – с 98,7 на 100 тысяч детей в 2012 году до 59,8 в 2017 году (на 39,4%).

Показатель материнской смертности в последние годы стабильно снижается. За 12 месяцев 2017 года этот показатель составил 7,3 на 100 тысяч родившихся живыми.

За период 2015–2017 годов введены в эксплуатацию и получили лицензии на осуществление медицинской деятельности 22 перинатальных центра в 21 субъекте Федерации: в 2015 году – в Нижегородской области (Дзержинск); в 2016 году – 10 перинатальных центров (республики Башкортостан и Татарстан, Алтайский и Ставропольский края, Белгородская, Калужская, Липецкая, Самарская, Оренбургская и Челябинская области);
в 2017 году – 11 перинатальных центров (республики Дагестан, Ингушетия, Хакасия, Кабардино-Балкарская Республика, Красноярский край (Ачинск), Брянская, Московская (Наро-Фоминск, Коломна), Пензенская, Сахалинская и Тамбовская области).

С 2013 года во всех субъектах Федерации начато проведение профилактических медицинских осмотров детей по новому алгоритму.

В 2016 году Правительством впервые утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция), а также план по её реализации.

Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты). Концепцией определён круг детей, которым предлагается оказывать раннюю помощь. Услуги в формате ранней помощи предполагают работу мультидисциплинарной команды (врачи, социальные работники, педагоги, психологи) и последующее поддержание контакта с семьёй и ребёнком (сопровождение).

В результате реализации концепции ранняя помощь станет начальным звеном в процессе абилитации и реабилитации детей с серьёзными заболеваниями, когда у детей только формируются основные навыки, что позволит сделать помощь более эффективной. Поддержка семьи и нормализация жизни, понимание реального жизненного маршрута ребёнка приведут к уменьшению числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Совершенствуется организация медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе усыновлённым (удочерённым), принятым под опеку (попечительство), в приёмную или патронатную семью. Охват диспансеризацией этих категорий детей составляет более 95%.

 

 

Источник - government.ru

Комментарии