Общее образование - современные тенденции развития общего образования

Обзор тенденций развития общего образования в России

Общее образование - современные тенденции развития

 

По итогам 2017 года образовательный процесс начался в 26 новых школах в 18 субъектах Федерации. Получили разрешения на ввод в эксплуатацию 68 объектов в 45 регионах. Строительная готовность ещё 15 объектов составляла от 80 до 98%. Введено более 55 тыс. новых учебных мест.

Основные цели приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников" – ликвидация двух- и трёхсменного обучения, перевод обучающихся из зданий с высоким уровнем износа, обеспечение надлежащих санитарно-гигиенических условий в школах.

По итогам 2017 года образовательный процесс начался в 26 новых школах в 18 субъектах Федерации. Получили разрешения на ввод в эксплуатацию 68 объектов в 45 регионах. Строительная готовность ещё 15 объектов составляла от 80 до 98%. Введено более 55 тыс. новых учебных мест.

Регистрация образовательных учреждений и организаций субъектов РФ, а также учителей, педагогов и воспитателей во Всероссийской социальной сети работников образования осуществляется ЗДЕСЬ https://worknet-info.ru/socset_rabotnIkov_obrazovaniya

В 2017 году продолжалось создание в общеобразовательных организациях в сельской местности условий для занятия физической культурой и спортом. Отремонтированы 1052 спортивных зала. Получили развитие школьные спортивные клубы в 914 организациях. Спортивные сооружения школ оснащаются инвентарём и оборудованием. Всё это способствовало увеличению числа школьников, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, – в среднем на 2,7%.

В 2017 году увеличено количество пунктов проведения единого госэкзамена (далее – ППЭ) и аудиторий, в которых в режиме онлайн велась трансляция экзамена (с 83% в 2016 году до 93% в 2017 году). С целью обеспечения информационной безопасности и минимизации рисков по доставке экзаменационных материалов 54% ППЭ использовали технологии печати контрольных измерительных материалов непосредственно в аудитории и сканирования экзаменационных материалов в ППЭ по завершении экзамена. За ходом экзаменов наблюдали более 50 тысяч общественных наблюдателей. В 2017 году начала работать система оперативного реагирования на возможные нарушения.

Анализ полученных результатов выявил существенный рост среднего балла по ряду предметов по сравнению с предшествующим периодом, например, по физике (2017 год – 52,64; 2016 год – 49,95), информатике и ИКТ (2017 год – 58,68; 2016 год – 56,30), истории (2017 год – 51,82; 2016 год – 48,13), обществознанию (2017 год – 54,98; 2016 год – 52,97).

Также увеличилось количество стобалльников: в 2017 году – 5144 (в 2016 году – 5136). 23 участника ЕГЭ в 2017 году сдали экзамены по трём предметам на 100 баллов каждый, получив в сумме 300 баллов.

Доля участников ЕГЭ по русскому языку, не преодолевших минимальный порог, снизилась до 0,5% (в 2016 году – 0,9%). Такая тенденция прослеживается по всем учебным предметам.

Правилами выявления детей, проявивших выдающиеся способности, предусмотрены олимпиады и иные интеллектуальные или творческие конкурсы и мероприятия, перечень которых на каждый учебный год формирует Минобрнауки России. В 2016–2017 учебном году их было 102, в 2017–2018 учебном году запланировано 200 (55 из них – технической направленности). В 2016–2017 учебном году участниками Всероссийской олимпиады школьников стали 6 054 868 учеников 4–11-х классов.

В результате выступления сборных команд страны на международных олимпиадах Россия является одним из лидеров как по числу завоёванных наград в целом, так и по числу золотых медалей. В 2017 году сборные команды России в составе 38 человек выступили на международных состязаниях по математике, физике, химии, биологии, информатике, географии, астрономии и естественно-научной олимпиаде. По итогам 2017 года завоёвано 38 медалей, в том числе 18 золотых, 14 серебряных и 6 бронзовых. Каждый член 8 сборных команд нашей страны удостоен награды международного уровня.

По итогам исследования TIMSS по естествознанию среди учеников 8-х классов, российские школьники значительно превышают результаты школьников большинства стран и входят в десятку лидеров. По уровню математической подготовки учеников 4-х классов Россия входит в десятку лидирующих стран, по естествознанию – в пятёрку лидеров. По сравнению с результатами 2011 года российские четвероклассники по уровню математической грамотности поднялись на 21 балл, по уровню естественно-научной грамотности – на 15 баллов.

В рамках международных сравнительных исследований качества общего образования в 2015 году проведены исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS (исследование проводится один раз в четыре года) среди учеников 4, 8 и 11-х классов и учебных достижений PISA (исследование проводится один раз в три года) среди 15-летних учеников. По итогам исследования TIMSS по естествознанию среди учеников 8-х классов, российские школьники значительно превышают результаты школьников большинства стран и входят в десятку лидеров.

Школьники 4, 8 и 11-х классов продемонстрировали высокий уровень математического и естественно-научного образования, существенно превышающий среднее значение международной шкалы. Школьники 11-х классов, изучавшие углублённый профильный курс математики по восемь часов в неделю, продемонстрировали самые высокие результаты среди всех стран-участниц. У них 540 баллов по международной шкале TIMSS, что на 40 баллов выше среднего значения. По уровню математической подготовки учеников 4-х классов Россия входит в десятку лидирующих стран, по естествознанию – в пятёрку лидеров.

По сравнению с результатами 2011 года российские четвероклассники по уровню математической грамотности поднялись на 21 балл, по уровню естественно-научной грамотности – на 15 баллов.

Обеспечен высокий уровень организации процедур основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ). Экзамен сегодня существенно отличается от того, что было на этапе его введения. Из ЕГЭ планомерно исключена тестовая часть.

В 2017 году в ходе ЕГЭ зафиксировано в полтора раза меньше нарушений, чем в 2016-м. Почти в два раза больше учеников по сравнению с 2016 годом преодолели нижний балл. Четвёртый год подряд не зарегистрировано утечек контрольных измерительных материалов в интернет. Демонстрируются реальные знания и подготовка выпускников. Никакой специальной подготовки и «натаскивания» на экзамен не требуется.

Число школьников растёт. В 2017 году в День знаний за парты сели 1,8 миллиона первоклашек, что на 110 тысяч больше, чем в 2016 году. Всего в России в школы пошли 15,2 миллиона учащихся. Дефицит школьных мест ликвидируется за счёт ввода новых мест и капитального ремонта имеющегося фонда. В 2016-2017 годах в школах создано более 116 тысяч новых мест. Тем самым удалось сократить третью смену с 22 до 8,9 тысячи человек.

Ввод новых мест, как и обеспечение подвоза детей на занятия, – звенья одной цепи по выстраиванию школьной инфраструктуры. Парк школьных автобусов также обновляется и растёт. За 6 лет закуплено 12 тыс. автобусов.

 

Источник - government.ru

Комментарии