Пояснительная записка
К проекту федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части
установления ограничений по розничной торговле алкогольной
продукцией в стационарных специализированных торговых объектах».
Проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты в части установления ограничений по розничной
торговле алкогольной продукцией в стационарных специализированных
торговых объектах» устанавливается ограничение по розничной реализации
алкогольной продукции в виде возможности её продажи только в
стационарных специализированных торговых объектах.
Настоящей редакцией проекта федерального закона учтены все данные
профильным комитетом Государственной Думы замечания юридико-
технического характера, что позволяет говорить о концептуальном
одобрении либо неодобрении настоящего законопроекта при его
рассмотрении.
Для реализации таких ограничений законопроект, в статье 2
Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)
алкогольной продукции" определяется дефиниция такого стационарного
специализированного торгового объекта как помещение, используемое
исключительно для розничной продажи алкогольн
пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, имеющее отдельный вход
и выход.
Также законопроектом устанавливается соответствующее ограничение
для организаций, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на
территории городских поселений ( за исключением пива и пивных напитков,
сидра, пуаре, медовухи), заключающееся в наличии для таких целей в
собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в
аренде, срок которой определен договорам и составляет один год и более,
стационарного специализированного торгового объекта общей площадью не
менее 50 квадратных метров.
При этом розничная продажа организациями пива и пивных напитков,
сидра, пуаре и медовухи в городских поселениях может осуществляться в
иных стационарных торговых объектах, помимо вновь вводимых
стационарных специализированных торговых объектов.
Законопроект так же не касается реализации алкогольной продукции в
сельских поселениях и оставляет неизменными требования к её реализации
на соответствующих территориях.
Законопроект устанавливает, что иные, дополнительные требования к
стационарным специализированным торговым объектам, могут
устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти (в настоящий момент таким
органом является Федеральная служба по регулированию алкогольного
рынка).
Также в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № Э81-ФЗ "Об
основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации" вносятся изменения, устанавливающие
приоритетный порядок Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ
"О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции" при определении
требований, предъявляемых к розничной торговле алкогольной продукцией.
Вводимые законопроектом меры, безусловно, в качестве главной цели
преследуют снижение объема потребления алкоголя среди населения.
По данным Московского научно-исследовательского института
психиатрии, ежегодно от причин, связанных с употреблением алкоголя,
погибает около 400 тысяч человек.
В этой связи очевидна недостаточность мер по борьбе с употреблением
алкоголя в нашей стране. Представляется необходимым ограничить как
количество продаваемого алкоголя, так и повысить его качество. Реализация
алкогольной продукции через специализированные торговые объекты
позволит решить обе эти задачи.
Международный опыт также подтверждает необходимость таких
новелл: подобные ограничения действуют как Норвегии, Швеции, Дании,
так и в отдельных штатах США.
Также стоит отметить, что практическая реализация таких мер, позволит
контрольно-надзорным органам с большей эффективностью выявлять факты
незаконной продажи алкоголя вне таких специализированных торговых
объектов (продажа алкогольной продукции в иных торговых объектах).
Безусловно, последует улучшение контроля за качеством реализуемого
алкоголя, поскольку наличие специализированных торговых объектов
сделает процедуру поставки и реализации алкогольной продукции более
прозрачной для целей надзора за такой деятельностью, что, как следствие,
приведет к снижению объема контрафактного алкоголя на рынке, а значит и
к снижению смертности в результате его потребления.
Недавние исследования, проведенные среди населения информационно-
правовым порталом «Гарант», показывают, что 44% опрошенных выразили
уверенность, что данная инициатива приведет к сокращению чрезмерного
потребления алкоголя и табака в России, 11% оценили такую новеллу
положительно, но отметили, что для успешной реализации задумки
специализированных магазинов должно быть много и в удобных местах. Таким образом, 55% людей относятся к такой инициативе в той или иной
мере положительно.
Также, безусловно, установление мер, предусмотренных
законопроектом, полностью совпадает с целями, заявленными в Концепции
государственной политики по снижению масштабов злоупотребления
алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской
Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р,
заключающимися на своем втором этапе реализации (2013-2020 года) в
снижении уровня потребления алкоголя среди населения, а также в
уменьшении объема контрафактного алкоголя на рынке.
Учитывая вышеизложенное, ограничения розничной торговли
алкогольной продукцией, заключающиеся в возможности её реализации
исключительно в стационарных специализированных торговых объектах,
представляются необходимыми, обоснованными и повлекут реальное
снижение потребления алкоголя среди населения, снижение распространения
контрафактного алкоголя и как следствие снижение уровня смертности по
причинам, связанным употреблением алкоголя.