Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка…» В.Сухомлинский

 Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с введением ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

В нашем детском саду создана предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Исходя из этого в нашей ДОО был  запланирован Педсовет на тему: "Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС "

Цель: Разработать и утвердить требования к развивающей предметно-пространственной среде,  способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия к требованиям ФГОС ДО.

Задачи:

  • Повысить уровень теоретических знаний педагогов. Определить понятие «развивающей предметно-пространственной среды», элементы, принципы построения, особенности;
  • обобщить и конкретизировать знания педагогов по вопросу создания РППС для игровой деятельности с учетом возрастных особенностей детей;
  • активизировать действия воспитателей по проектированию предметной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития;
  • провести анализ педагогической деятельности по проектированию РППС группах ДОУ с учетом тематики образовательной деятельности.

 

Данная работа основывалась на принципах Стандарта

 

  • полифункциональной;
  • трансформируемой;
  • содержательно-насыщенной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.

 

Были учтены требования Стандарта

 

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию;
  • развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  • развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ;
  • развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
  • организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь.

 

Предварительная работа:

Просмотр видеороликов " РППС в соответствии с ФГОС ДО".

Круглый стол:"Что такое психологически безопасная образовательная среда".

Консультация:"Создание предметно-развивающей среды для игровой  деятельности с учетом возрастных особенностей детей и тематики образовательной деятельности".

Консультация:"Музыкальные дидактические игры" .

Смотр  групп:"Оборудование предметно-пространственной среды в группе с учетом тематики образовательной деятельности".

Смотр  групп: "Организация РППС в группе в соответствии с запланированной с детьми темой".

 

Результат:

Благодаря организации активного сотрудничества педагогов, детей и родителей, основанного на взаимоуважении, доверии и дружеском участии, как субъектов деятельности при построении РППС МАДОУ «своими руками» удалось индивидуализировать среду в группах, учесть интересы, потребности, уровень развития каждого ребёнка, приблизить её к соответствию ФГОС ДО.

Все пространство групп условно разделилось на 3 части:

-  зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек);

- зону спокойной по преимуществу деятельности;

- рабочую зону.

Все части пространства в зависимости от конкретных задач, обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, так как детям дошкольникам свойственно «заряжаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к ним.

В группах оформлены центры по разным видам детской деятельности. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Центры конструирования и искусства, центр игры, природы и экспериментирования, математическая игротека, центр грамотности – вот основной перечень таких центров.

           В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. В каждой группе детского сада появился  «Уголок уединения» - это уютное тихое место с мягкими подушечками, отгороженное  от группового пространства, например, в виде "Сказочного шатра", где ребёнок может успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме или просто помечтать.

Все центры легко видоизменяются и трансформируются, содержание центров дополняются с учетом возрастных особенностей и интересов воспитанников.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

 

 

Комментарии